Игра, как исторический транслятор. Игра о войне должна транслировать Мир, а не войну.

Об играх детей, журналистов, людей, народов и стран. Вот какая важная у нас работа, детство охранять от взрослых. Респект Вадиму Ринскому.

Зачастую взаимодействие с журналистами заканчивается «хотели как лучше, получилось как всегда». Да бог с ним, пусть это останется на его совести. Интереснее другое, история с решением нашего коллеги о снятии с продажи игры «Очередь», как провоцирующей антироссийское восприятие нашей страны у польских детей и усугубляющей конфликт на многие поколения, не стала предметом важной дискуссии, а жаль, она этого достойна, как наглядный пример влияния игры на мировоззрение детей, осознания того, что порой детская игрушка лежит в основе формирования национальной ментальности, является хранителем национального суверенитета и иммунитета.

Мне казалось, что диалог у нас с журналистом складывается вполне дружелюбно и к самой ситуации, и к коллегам с той и иной стороны. И тем более странно увидеть статью в жанре «адски», но это не удивительно, у каждого свое профессиональное кладбище за спиной. ОН произвел на меня впечатление умного и думающего человека и журналиста. Как говорится, я отвечаю за то, что говорю, а не за то, что вы хотите услышать…

И я действительно считаю, что наша общая Победа 45 года значимее всех конфликтов в этой архисложной теме фашизма, включая 39 год и она тот исторический факт, который может нас объединить.

Что мне хотелось сказать в данном конкретном случае. Писала об этом много раз, но видимо необходимо и придется возвращаться постоянно.

О играх и игрушках в направлении исторических игр, в том числе военно-патриотических.
Использованию игр, как идеологического оружия не нова. Наши коллеги из Германии, Франции, Англии использовали это неоднократно на протяжении последнего столетия, в чем можно убедиться, посетив замечтательный Музей игрушки в Сергиев Посаде, очень кстати рекомендую.

Игра о войне должна транслировать Мир, а не войну. А в этой игре получилось наоборот.

Предметно-развивающая среда ребенка в стремительно меняющемся мире становится все более значимым фактором интеллектуального, нравственного и духовного развития юного человека. Динамика социокультурных изменений в России и мире объективно обусловливает переоценку некоторых общественных ценностей при сохранении тех из них, которые являются базовыми для развития личности и социальных групп.

На воспитательную и развивающую роль игры, значение традиций игровой культуры указывают практически все исследователи проблем игры и игровой культуры. Игрушка – это одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи ценностей культуры и опыта поколений. Игрушка является инструментом социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.

Значение детской игрушки сложно переоценить. Для общества игрушка – важнейший элемент культуры («зеркало культуры»), посредством которого передается в особой «свернутой форме» значения и состояние современной культуры (цивилизации). Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды, инструмент, посредник общения (малыша со взрослым и сверстником), а также средство обучения, средство развлечения и даже средство лечения. Для ребенка игрушка – источник радости, предмет для творчества, психологическое средство овладения ребенком предметным миром и собственным поведением.

В последние годы заметны усилия ученых по разработке критериев игрушки, которые включают, помимо медицинских и экологических критериев (качество материала и степень обработки), а также эстетических (красота и совершенство), еще и психо-эмоциональных (радость и удовольствие), педагогических (развитие способностей, умений) и других требований, согласно которым игрушка должна также соответствовать требованиям: креативности (развитие, творчество, сотрудничество), культуросообразности (соответствие культурным архетипам прежде всего той страны, где проживает ребенок) и психо-терапевтичности (установки на здоровье, позитивные перспективы).

Игры существуют в трех измерениях: в прошлом, настоящем и будущем.
К прошлому относится впитанный в игру многовековой опыт народа; в настоящем – удовлетворение потребностей развивающегося ребенка; к будущему – закрепление умений и навыков, необходимых для его формирования как личности с целью подготовки к жизни.

Игрушка как «зеркало жизни» уникальное детище человека. Она хранитель памяти народа, и транслятор его исторических, культурных, религиозных традиций и произведение искусства, и специфический предмет для обучения и воспитания. В ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые из поколения в поколение.

Игра — исторически обусловленный, естественный и органический элемент культуры, представляющий собой самостоятельный вид деятельности индивида, в которой происходит ретрансляция, воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире, осуществляется реализация человеком своих «природных сущностных сил» (К.Маркс), творческого потенциала, ориентированных на достижение игрового результата. Такая деятельность мобилизует и актуализирует возможности личности, побуждает ее искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных!) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений. Игра является частью культуры народа, а игровая культура личности – составной частью общей культуры личности.

Игра является естественным и органическим элементом человеческой культуры, участвующим в созидании, воспроизводстве, освоении и опредмечивании социального опыта предшествующих эпох и поколений. Ее содержание и формы осуществления в практике образования социально обусловлены и зависят от доминирующего типа культуры. Изменение типа культуры и игровых форм в процессе человеческой эволюции не меняют ее родовой сущности; вне зависимости от типа культуры она остается одним из важных видов деятельности личности, «второй реальностью», включаясь в которую ребенок интериоризирует социокультурный опыт предшествующих поколений, осваивает нормы и ценности культуры этноса.

Игрушка — специфическое средство информационного воздействия на детей, поскольку в игрушке зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его формирования. Средство, транслирующее социальные сценарии, являясь тем самым мощной сферой пропаганды, способной предвосхитить ход истории.
«Несерьезная», на первый взгляд, сфера человеческой деятельности способна повлечь серьезные последствия своего использования в качестве одного из методов моделирования социокультурной и политической реальности. Создание образа человека и народа, образа мыслей, образа будущего, смыслообразования – это признак действующей нации. Если народ не производит сам образы и смыслы, если он не посылает сообщения другим народам, то он в политическом и культурном смысле не существует. Поэтому задача как нашей культуры, так и наших коллег в мире, в широком смысле слова – и художественной ее части, и политической культуры — создать свою систему образов и смыслов. И именно детской игрушке это удается сделать наиболее емко и действенно.

Игрушка — предмет для обучения, развития и воспитания, средство диагностики психического состояния и личностного развития, коррекции и реабилитации.
Игрушки — «инструменты прикосновения к личности ребенка» (A.C. Макаренко).
Педагогический потенциал игровой деятельности (как средства образования, развития и социализации индивида) определяется целями и содержанием игровой деятельности, наличием условий для самореализации личностью своих природных задатков и способностей, смыслов и перспектив собственного бытия, апробации способов познания окружающего мира, его преобразования в соответствии с социально одобряемыми нормами и представлениями.

Игрушка как «зеркало жизни» уникальное детище человека. Она хранитель памяти народа, и транслятор его исторических, культурных, религиозных традиций и произведение искусства, и специфический предмет для обучения и воспитания. В ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые из поколения в поколение.

И я действительно считаю, что игрушка это политический инструмент, позволяющий мощно влиять в достаточно короткие сроки меняя мировоззрение целого поколения.

Известен исторический факт, когда в Германии XIX столетия Бисмарк реализовал государственную политику формирования интереса к военным профессиям при помощи игрушек: были пущены в продажу прекрасно сделанные игрушки военных кораблей, морского, снаряжения, фигурки военных моряков. Эта политика в немалой степени способствовала тому, что через 10-15 лет Германия стала страной с мощным патриотическим мировоззрением и менталитетом, с сильнейшими армией и флотом.

Сейчас, когда мир стоит перед серьезной задачей сохранения, адаптации к новым экологическим условиям, технологическим вызовом, нам как никогда важно, чтобы наши дети росли в атмосфере толерантности, принятия себя и другого, уважения к традициям, ценностям и достижениям, как своей страны, так и наших соседей. И чем нестабильнее ситуация, тем активнее должны специалисты сфере образования и воспитания сохранять мир в душах и сердцах наших детей.

В нашей профессии игрушечников есть стандарты профессии и деловой этики, которые позволят на протяжении тысячелетия нести любовь, добро и развивать все самые лучшие душевные качества. Как в детской игре в войнушку — «в спину не стреляют», » в лицо не целятся», «лежачего не бьют», «сам погибай, а товарища выручай», так и в нашей детской игрушечной промышленности мои коллеги делают нравственный выбор не в угоду прибыли, а здравого смысла и интересов детей.

Безусловно наши коллеги имеют право производить те игры, которые считают необходимыми, а коллеги научной сферы использовать детскую игру, как самый действенный способ прожить и смоделировать ту или иную ситуацию наиболее емко и эмоционально. НО есть исторические факты и ситуации, когда простой перебор карточек, и механика «прикольно» выглядят неуместно, а события и потери народов точно не укладываются в приятное времяпровождение, а требуют чуткости, времени для серьезного диалога и обязательно позитивного окончания. В игре добро должно побеждать зло и нести мир. Вот мира то я и не увидела в этой игре, а нагнетание, уничижительное отношение в целом к стране, манипуляции. Надеюсь, что разработчиками двигали самые хорошие побуждения сохранения истории своей страны. А производитель подступился к пласту образовательных и методических игр с энтузиазмом, игровые технологии в образовании серьезный тренд. И ведущие научные школы проводят серьезные исследования образовательной ценности игры. И это хорошо, только механика, игротехника, возрастной ценз и сама игра должна сопровождаться более полными рекомендациями и использоваться немного по другому. Очень хорошая дискуссия о психолого-педагогической экспертизе много десятилетий ведут наши коллеги в Канаде, Австралии, Франции, ассоциация исследователей игры.

Одно знаю точно, наши дети не должны использоваться в качестве «кошечек» для поднятия продаж, рейтингов, политических игр. Дайте им вырасти в состоянии и потребности Мира на и для нашей планеты.

Безусловно, повторюсь еще раз, с детьми можно и нужно говорить на самые сложные, злободневные темы, но профессионально, бережно, не на бегу.

Очень показательно применение в психотерапевтической практике игр, в часть которых можно играть только с врачом, часть выдаются на дом как коррекционный тренажер, на завершающей стадии игры выдаются с рекомендациями по продолжительности применения, методическим рекомендациям.

И как говорил В. Сухомлинский — Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. А мой любимый Ролан Быков точно, емко и хлестко сказал — «Дети сегодня не менее важны, чем хлеб, сталь и защита Родины, потому что дети завтра — это наш хлеб, наша сталь и наши защитники Родины»

Тоньше надо работать дорогие мои промышленники, работающие в интересах детства. Бережнее, уважаемые журналисты, при освещении тем, затрагивающие исторические конфликты

И еще раз, я поддерживаю решение нашего российского коллеги, дистрибутора данного производителя, уверена, что по-настоящему детские магазины поддержат его решение.

И да, важно, я уважаю и очень позитивно отношусь к польскому народу, его культуре, истории, традициям и праве жить в мире вместе со своими и нашими детьми.

Все, монолог окончен.

А вот собственно, что из нашего разговора вынес и описал журналист. Приехали(((, как любила говорить моя Бабушка

«Игра — это политический инструмент» Глава Ассоциации индустрии детских товаров — о запрете антикоммунистической игры «Очередь»
Meduza21:18, 30 марта 2016

Фото: Marek Zajdler / East News
17 марта создатели настольной игры «Очередь» из польского Института национальной памяти пожаловались, что Роспотребнадзор грозит запретом на ее продажу в России — из-за антисоветского содержания. Позже выяснилось, что инициатива исходила не от Роспотребнадзора, а от дистрибьютора игры в России — компании «Юнитойс». «Медуза» поговорила с Антониной Цицулиной, президентом Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, в которую входит «Юнитойс» — о том, почему, по ее мнению, российские дети не должны играть в такие игры.
Настольную игру «Очередь» (Kolejka) выпустила в 2011 году польская компания Trefl. Идея принадлежит Институту национальной памяти Польши — организации, которая занимается изучением преступлений польских, советских и немецких органов безопасности против польских граждан. Действие игры происходит в коммунистической Польше 1980-х годов. Преодолевая всевозможные препятствия, игроки должны первыми «достать» товары из списка. По словам создателей, «Очередь» — обучающее пособие для молодежи, призванное показать, к чему, в частности, привел навязанный Польше коммунистический режим. В ноябре 2015 года игра вышла на русском языке. 17 марта в Институте национальной памяти сообщили, что российский дистрибьютор — компания «Юнитойс» — предупредила польских партнеров, что игра в России воспринимается как антироссийская, и Роспотребнадзор угрожает ее запретить. Претензии ведомства якобы вызвала историческая справка к игре, в которой кратко излагалась история нападения Третьего рейха и СССР на Польшу и установления в стране коммунистического режима после войны. В Роспотребнадзоре «Медузу» заверили, что инициатива исходит от компании «Юнитойс», а не от ведомства. В «Юнитойс» от комментариев отказались.

* * *

Перед разговором Антонина Цицулина попросила дать ей время, чтобы изучить игру «Очередь» — незадолго до этого ей принесли набор.

— Посмотрела я игру. Вы видели ее сами? Нет? Ну, смотрите: «1 сентября 1939 года на Польшу напала Германия, а 17 сентября — Советский Союз».

— Так.

— Я, например, не согласна с такой трактовкой. Поэтому я считаю, что в России наши дети не должны играть в такую игру.

— Погодите, вы считаете, что в 1939 году Советский Союз не нападал на Польшу?

— Я считаю, что Советский Союз не нападал на Польшу, а освобождал ее от германского ига. Если бы не Россия, часть Европы так бы и осталась под Германией. Но это мое понимание, я на этом выросла.

— Еще какие-то моменты в тексте введения к игре вас смутили?

— Тут очень много такого есть. Я считаю, что любая страна имеет право сказать, что она не хочет, чтобы о ней говорили в уничижительной форме. И любая страна вправе на своей территории запретить доносить до детей уничижительную информацию о той стране, в которой они живут, и которую, хотелось бы, чтобы они любили. Если бы я жила в Израиле и такое написали про Израиль, я бы сказала то же самое.

— В российских учебниках истории тоже написано про нападение СССР на Польшу в 1939-м.

— Пусть написано. Я немного о другом говорю. Поймите, я с уважением отношусь к Польше. Вот разработали они такую игру для Польши. Это их понимание, их право. Их дети вправе играть в эту игру. Мне бы хотелось, чтобы игры, в которые играли бы российские дети вместе с польскими, несли в себе то, что будет способствовать дружбе между нашими странами.

Понимаете, я считаю, что детство должно быть вне политики. Если даже в 1939 году или еще каком-то у нас была такая ситуация между нашими странами, мы должны поставить черту и стараться, чтобы наши дети играли в толерантные игры, которые покажут, например, какая у нас замечательная география или какие-то вещи в истории, которые будут способствовать миру. Не надо следующее поколение детей втягивать в тот конфликт.

Иногда историческая правда очень сильно вредит будущим отношениям. О них [прежних отношениях] надо забыть. Было бы очень правильно, если бы мы сейчас изучали бы Польшу с точки зрения культурных ценностей, вклада в науку, инноваций и изобретений, каких-то медицинских технологий — насколько она креативна, какие у них там замечательные художники и музыканты. И это было бы замечательно. Это было бы гораздо важнее.

— Антонина Викторовна, а как вы думаете, стоит ли детям рассказывать, например, о преступлениях нацистского режима или тоже надо забыть, чтобы не портить отношения с Германией?

— Безусловно, мы должны говорить обо всех исторических событиях. Есть факты, которые обсуждаются с детьми, потому что это важно знать. В том числе о том, что, например, у России, Латвии, Литвы, Эстонии — ну, у всех стран, которые в мире есть, — на определенном историческом этапе были непростые отношения. Их трудно однозначно трактовать, нас с вами там не было. Из этого можно сегодня разжигать ненависть. Для детской игры очень важно, чтобы добро побеждало зло, чтобы при обсуждении сложных вопросов мы находили варианты для сотрудничества. Ну, знаете вот это детское — в спину не стреляют, лежачего не бьют, поругался — помирился.

Если бы в этой игре [«Очередь»], несмотря на все, было что-то, что нас объединяет — тогда, безусловно, можно обсудить и репрессии, и всякие другие проблемы. Но надо выходить на позитив: мы должны сохранять мир, мы должны сотрудничать, мы должны переступать [через прежние разногласия]. Именно детям это очень важно.

Я всегда говорю: игра — это политический инструмент. Это управление сознанием, управление мнением. Потом мы не понимаем откуда ненависть, а она из таких вот [источников]. Есть очень много стран — например, Франция, Англия — которые во время войны использовали [игры]. Ребенок очень восприимчив к этому. И надо быть очень-очень аккуратным.

— Будет ли Ассоциация индустрии детских игрушек применять какие-то меры, чтобы игра «Очередь» не продавалась в России?

— Первые, кто поднял эту проблему, были сами дистрибьюторы, которые являются эксклюзивным поставщиком таких игр на российский рынок (речь о компании «Юнитойс» — прим. «Медузы»). Думаю, они примут правильное решение. Мы ни в коей мере не будем давить, мы готовы обсуждать ситуацию и с дистрибьютором, и с компанией Trefl. Я считаю, что у компании Trefl есть огромное количество замечательных игр. И у Польши есть огромное количество тем, которыми она может поделиться с Россией, и мы будем рады, если такие игры будут продаваться на территории России.

— У Ассоциации есть юридическая возможность запретить продажи «Очереди» в России?

— Никаких законодательных полномочий у Ассоциации запретить эту игру нет, но мы можем дать такую рекомендацию. Поговорить с участниками [Ассоциации, убедить их] снять игру с продажи — на это мы можем повлиять.

— Что, по-вашему, должна сделать компания Trefl, чтобы игра «Очередь» продавалась в России?

— Думаю, компании Trefl нужно расширить свою линейку, направленную на дружбу и взаимодействие между детьми Польши и России. Это будет очень хороший вклад в социальный капитал между нашими странами. Но это их бизнес. Если для них принципиально, чтобы игра «Очередь» продавалась в России — ну, у нас есть для этого законодательство. Я знаю, что сейчас Военно-историческое общество Российской Федерации достаточно серьезно относится к ситуации вокруг игры «Очередь» и уже занимается этой проблемой.

А можно спросить: какое ваше мнение?

— Мое мнение? Мне кажется, безусловно, что запретами ограждать детей даже от самых неприятных сторон прошлого…

— Не надо, да. Конечно. Надо говорить с детьми и о суициде тоже, и обо всем остальном, но важно — на что выходить дальше. С точки зрения психологии создатели игры не вывели ее на позитив. Думаю, коллегам просто не хватило детского психолога, который понял бы, на что нужно выводить такую игру. Тогда и не было бы такой реакции.

Александр Борзенко
Рига

https://meduza.io/feature/2016/03/30/igra-eto-politicheskiy-instrument

Tags: ,

Добавить комментарий