Музей: История индустрии детских товаров

Не без передергиваний, но есть интересные факты. «… практически все детские товары, без которых современные родители не мыслят жизни, появились только в XX веке, хотя кое-какие приспособления существовали, конечно, и в более ранние времена».

Родительский долг — дело святое, на счастье и комфорт детей не жалко любых денег. Но мало кто задумывается над тем, что культ младенцев зародился менее столетия назад, и не сам по себе. Разбираться в том, что было раньше — готовность родителей тратить на заботу об отпрысках все больше или хитроумные производители, введшие новую моду, — бессмысленно. Ясное одно: товары для детей — золотое дно.

810_story (1)

В 1936 г. в США вышла книга педиатра Андерсена Олдрича «Младенцы тоже люди» (Babies are Human Beings), и это было сродни небольшой революции. Сейчас это может показаться дикостью, но за всю историю человечества взрослые уделяли детям минимум внимания. Более того, младенчество считалось состоянием неполноценности, поскольку малыш не может ни ходить, ни говорить, ни обслуживать себя, ни зарабатывать для нужд семьи. Родители мечтали, чтобы детство их наследников быстрее кончилось, и беспокоились в основном о физическом здоровье «недовзрослых» и о том, чтобы они доставляли минимум проблем. Так что практически все детские товары, без которых современные родители не мыслят жизни, появились только в XX веке, хотя кое-какие приспособления существовали, конечно, и в более ранние времена.

В роли сосок, например, у простолюдинов с незапамятных времен выступал завернутый в тряпку сахар. Когда у ребенка резались зубки, эту тряпку еще и смачивали в алкоголе, дабы дитя не так остро чувствовало боль. Для младенцев из семей аристократов две сотни лет назад в Европе вытачивали соски из кораллов и слоновой кости с золотыми и серебряными ручками. Первую соску более или менее знакомого нам вида — из резины и с диском, не дающим ребенку ее проглотить, — запатентовал манхэттенский аптекарь Кристиан Майнеке в 1900 г. Назвал он свое изделие «Утешителем младенцев». Не прошло и двух лет, как крупнейшая на тот момент в Америке розничная сеть Sears&Roebuck подхватила идею, представив собственный вариант соски на твердом кольце.

Спрос на бутылочки для кормления детей из-за высокой смертности матерей при родах в прошлом всегда был большим. Но керамические или железные, напоминавшие чайники сосуды с носиком было тяжело мыть, так что бактерии представляли вполне реальную угрозу уже для жизни детей. В 1845 г., вдохновленный изобретением вулканизированного каучука, Элиа Пратт из Нью-Йорка придумал стеклянную конструкцию со съемным резиновым носиком, но на рынке его изобретение появилось лишь через полвека, когда технология производства резины стала широко освоенной. К 1940 г. Патентное ведомство США выдало свыше двухсот патентов на бутылочки для детского питания разным фирмам и отдельным предпринимателям. А вот Johnson&Johnson зашла на «детскую половину», можно сказать, случайно. Братья Джонсоны из Нью-Джерси задумывали производство хирургических повязок и других стерильных медицинских материалов, которых в 1890-х гг. на американском рынке практически не было, и успешно воплощали свой план в жизнь. С пластырями у J&J возникла небольшая проблема: некоторые пациенты жаловались на раздражения кожи, так что Фред Килмер, директор компании по научным разработкам, в качестве извинения отправил недовольным коробочки с итальянским тальком. В ответ кто-то прислал письмо с благодарностями: тальк, как оказалось, помог избавить от проблем с кожей не только взрослых, но и младенца. Так в 1894 г. появилась детская присыпка Johnson’s Baby Powder, и она так хорошо продавалась, что компания со временем решила расширить линейку детских гигиенических товаров. Одним из самых популярных в ней стал детский крем, появившийся в 1921 г., когда большинство американских матерей все еще смазывали кожу малюток салом и сливочным маслом.

Есть или не есть

Веками у матерей, не имевших желания или возможности кормить младенца грудью, выбор был весьма ограниченным — кормилица или коровье/козье молоко. Живший в Швейцарии немецкий фармацевт Анри Нестле как-то очень удачно смешал коровье молоко, сахар и пшеничную муку, удалил из смеси крахмал и кислоты и таким образом получил питание, подходящее для крошечных желудков.
Поначалу детское питание покупали немногие, но со временем мамы в него поверили. После Второй мировой войны глобальные производители детского питания не без содействия педиатров резко снизили возраст, в котором они рекомендовали переводить младенцев на твердую пищу. Между 1930-ми и 1950-ми, к большому удовлетворению производителей, средний возраст, в котором родители начинали отучать детишек от грудного молока, снизился с семи месяцев до четырех недель. Педиатр из Майами Уолтер Сэкетт в 1962 г. утверждал, что грудное молоко «несовершенно», поэтому дети должны начинать есть каши уже в возрасте двух дней от роду, а в девять недель пора давать младенцу «бекон и яйца, так же, как и его папе».
Идеи эти захватывали не всех, так что изобретение молокоотсосов тоже пришлось кстати. Шведский инженер Эйнар Эгнелл смастерил прототип в 1939 г. по просьбе педиатра стокгольмской больницы Гуннара Уиллерса. Но в обиход электрические молокоотсосы вошли намного позже, в 1990-х, когда швейцарская фирма Medela вывела на рынок модель потребительского уровня. Молокоотсосы, как ни странно, оказались в центре политической борьбы. С одной стороны, благодаря этим устройствам теперь отцы могли кормить младенцев сцеженным молоком, а матери раньше и активнее возвращаться к труду, что вроде бы работало на продвижение идеи равноправия полов. С другой стороны, феминистки все равно были недовольны и проклинали молокоотсосы, поскольку, как они считали, работодатели таким образом получали возможность существенно сокращать продолжительность декретного отпуска сотрудниц.

Про это

Краеугольным камнем воспитания младенцев всегда был вопрос туалета. Самым большим достижением в данной области стало… изобретение английской булавки, запатентованной Уолтером Хантом в 1849 г. К концу 1800-х младенцы в Европе и Северной Америке «носили» пеленки из льняной или хлопчатобумажной фланели, сложенные в треугольную или прямоугольную форму и скрепленные английскими булавками. В 1930-х появились специальные прачечные для пеленок, а позднее придуманный Мэрион Донован влагонепроницаемый чехол для пеленок, изготовленный из парашютного нейлона и застегивавшийся на кнопки. Чехол поступил в продажу в нью-йоркский универмаг Saks Fifth Avenue в 1949 г., где имел мгновенный успех. Через несколько лет Донован продала права на свой патент за $1 млн.
Примерно в это же время английская домохозяйка Валери Хантер Гордон перед рождением третьего ребенка решила найти способ облегчить себе жизнь. Ее выручили смекалка и швейная машинка, при помощи которых появился Paddi, первый «полуодноразовый» подгузник, где сменной была только внутренняя часть из марли на целлюлозной основе. Сверху же надевались нейлоновые трусы, подобные тем, что шила Донован в Америке, и тоже из парашютной ткани (муж изобретательницы был военным). Однако, в отличие от американки, Валери Гордон долго не могла убедить производителей в перспективности своего товара. Бизнесмены, к которым она обращалась, считали, что подгузники не будут иметь большого спроса.
Но в 1949 г. Валери Хантер Гордон все-таки подписала контракт на производство подгузников с английской компанией Robinson&Sons из Честерфилда. В 1950 г. права на патент купило несколько фирм в США и в других странах. Полностью одноразовый детский подгузник в 1961 г. придумал инженер-химик Виктор Миллз. Популярность этот товар, само собой, снискал огромную, хоть первые «памперсы» были объемными (в три раза больше и тяжелее современных) и выпускались только в двух размерах. Кроме обвинений в неэкологичности, звучащих с 1980-х, одноразовым подгузникам, выпускающимся с тех пор несчетным количеством производителей, время от времени ставят в вину их же достоинство: они, мол, слишком хороши, что вызывает привыкание как у детей, так и у их родителей, откладывающих «туалетный тренинг» малышей на более поздний срок.

Как зеницу ока

Похищение и убийство в 1932 г. в Нью-Джерси Чарльза Линдберга-младшего, полуторагодовалого сына знаменитого американского авиатора, породило манию беспокойства за чад. Не остался в стороне и глава производителя радиоэлектроники Zenith Radio Corporation Юджин Макдональд, у которого тоже недавно родилась дочь. И он смастерил из микрофонов и ресиверов аппарат для прослушивания детской, а потом передал его инженерам своей компании на доработку. Так появилась первая радионяня, поступившая в магазины в 1938 г. Правда, вещь была дороговата — более 320 нынешних долларов и не очень эффективна, поскольку ловила посторонние радиосигналы и голоса. Потребовалось еще пятьдесят лет, чтобы радионяня превратилась в обязательный атрибут детских и вдохновила производителей на выпуск видеомониторов, датчиков движения в матрасе и мобильных приложений для наблюдения за ребенком.
Сегодня рынок товаров для обеспечения всесторонней безопасности детей наполнен самыми разнообразными вещами — от автокресел и велосипедных шлемов до колясок, которые можно взять с собой на пробежку, дабы ни на миг не расставаться с самым дорогим. Конца этому не видно. И хорошо!

То, что доктор прописал

В 1890 г. американский педиатр Эмметт Холт выпустил одно из первых пособий для родителей, в котором отмечал, что из тщательно контролируемых младенцев вырастают уравновешенные взрослые. В его книге «Уход и кормление ребенка» матерям рекомендовалось придерживаться строгого распорядка в плане приема пищи и купания младенцев, приучать их к туалету на третьем месяце жизни, ограждать от микробов и игнорировать детский плач. Ограничение физического контакта с малышом считалось благом. Психолог Джон Уотсон в 1916 г. рекомендовал родителям ни в коем случае не целовать детей и не укачивать их на руках, утверждая, что это приводит к «испорченным нервам» ребенка, а в брошюре Министерства труда США от 1929 г. говорилось, что крохи должны знать: родители «игнорируют их злоупотребление плачем».
В 1962 г. Уолтер Сэкетт в пособии для родителей возражал против потакания капризам ребенка, просящегося на руки или требующего поесть ночью: «Если мы приучаем наше потомство к тому, что все предоставляется по его требованию, мы должны отдавать себе отчет, что тем самым сеем семена социализма». Чрезмерно избалованных детей доктор Сэкетт называл «маленькими тиранами» и уподоблял Гитлеру и Сталину, а их родителей упрекал в отсутствии патриотизма.
Затем маятник качнулся в другую сторону. И настоящим откровением стала считаться теория мягкого воспитания доктора Спока, педиатра, страдавшего в детстве от чрезмерной строгости матери и предостерегавшего от подобного других родителей. Бенджамин Спок прославился и разбогател благодаря книге «Ребенок и уход за ним», впервые опубликованной в 1946 г. Она разошлась тиражом 50 млн на более чем 30 языках и стала вторым, после Библии, бестселлером Америки.

Текст Анна Коппола. Фото ИТАР-ТАСС.
По материалам http://ko.ru

Tags: , , ,

Добавить комментарий