О значимости детской игры

Немного и серьезно о детской игре, значимости детских игрушек и в целом о детской игровой культуре, понятии, которое напрочь пропало в нашей культурной, да и детской политике.

Игровая среда ребенка в стремительно меняющемся мире становится все более значимым фактором интеллектуального, нравственного и духовного развития юного человека. Динамика социокультурных изменений в России объективно обусловливает переоценку некоторых общественных ценностей при сохранении тех из них, которые являются базовыми для развития личности и социальных групп.

На воспитательную и развивающую роль игры, значение традиций игровой культуры указывают практически все исследователи проблем игры и игровой культуры. Игрушка – это одна из фундаментальных универсалий человеческого бытия, служащая для передачи ценностей культуры и опыта поколений. Игрушка является инструментом социализации, своеобразным звеном между ребенком и предметным миром, а также частью детской игровой реальности.

Значение детской игрушки сложно переоценить. Для общества игрушка – важнейший элемент культуры («зеркало культуры»), посредством которого передается в особой «свернутой форме» значения и состояние современной культуры (цивилизации). Для взрослого игрушка – важнейшая составная часть образовательной среды, инструмент, посредник общения (малыша со взрослым и сверстником), а также средство обучения, средство развлечения и даже средство лечения. Для ребенка игрушка – источник радости, предмет для творчества, психологическое средство овладения ребенком предметным миром и собственным поведением.

В последние годы заметны усилия ученых по разработке критериев игрушки, которые включают, помимо медицинских и экологических критериев (качество материала и степень обработки), а также эстетических (красота и совершенство), еще и психо-эмоциональных (радость и удовольствие), педагогических (развитие способностей, умений) и других требований, согласно которым игрушка должна также соответствовать требованиям: креативности (развитие, творчество, сотрудничество), культуросообразности (соответствие культурным архетипам прежде всего той страны, где проживает ребенок) и психо-терапевтичности (установки на здоровье, позитивные перспективы).

Детская игрушка лежит в основе формирования национальной ментальности, является хранителем национального суверенитета и иммунитета.
Именно российская детская игрушка помогает специалистам образования воспроизводить национально ориентированную элиту, являясь на протяжении первых лет жизни первичной развивающей средой ребенка, направленной на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества. Производство продукции для социализации детей в российском культурном пространстве, формирования менталитета и нравственных ценностей, культурной и языковой самоидентификации, национального иммунитета, любви к нашей Родине – одна из важнейших задач государственной и отраслевой политики в области детства.

Игры существуют в трех измерениях: в прошлом, настоящем и будущем.
К прошлому относится впитанный в игру многовековой опыт народа; в настоящем – удовлетворение потребностей развивающегося ребенка; к будущему – закрепление умений и навыков, необходимых для его формирования как личности с целью подготовки к жизни.

Игрушка как «зеркало жизни» уникальное детище человека. Она хранитель памяти народа, и транслятор его исторических, культурных, религиозных традиций и произведение искусства, и специфический предмет для обучения и воспитания. В ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые из поколения в поколение.
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.
Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. На гробницах и в храмах древних египтян, ассирийцев и вавилонян сохранились изображения гимнастических и других игр наряду с изображением героических битв и самих героев. Вместе с утварью первобытных народов в глубоких слоях земли иногда находят игрушки и игровую атрибутику. Из исторических документов мы узнаем, что во все времена игре придавалось большое значение. Очень высоко ценили игры древние греки. Платон, например, говорил: «Только тогда, когда игры детей законны, образуются из них и законные мужи» (140). Лучшие люди Греции всегда готовы были первыми дать пример детям в играх, признавая в них большой смысл для будущего их развития. Спартаковский царь Агезалий, например, не стыдился ездить с детьми на палочках верхом. А философ Анаксагор, отказываясь от всяческих почестей при жизни, просил как о великой чести, чтобы в день его смерти были устроены игры молодежи. Даже древние римляне, несмотря на свою гордость, практичность и властолюбие, любили различные детские игры, например, игры в мяч. Одним из первых обратил внимание на проблему игры Ф. Шиллер. Для него игра стала одним из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Он считал, что человек в игре и посредством игры творит себя и мир, в котором живет. Утверждение Ф. Шиллера о том, что человеком можно стать, только играя, — является достаточно убедительным и созвучным с высказыванием другого немецкого мыслителя — И.В. Гёте: играет не только человек, а вся природа.

Игрушка — инструмент познания всего богатства человеческой культуры для ребенка, она же показатель тенденций развития самой культуры для взрослого.
Игра — исторически обусловленный, естественный и органический элемент культуры, представляющий собой самостоятельный вид деятельности индивида, в которой происходит ретрансляция, воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире, осуществляется реализация человеком своих «природных сущностных сил» (К.Маркс), творческого потенциала, ориентированных на достижение игрового результата. Такая деятельность мобилизует и актуализирует возможности личности, побуждает ее искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных!) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений. Игра является частью культуры народа, а игровая культура личности – составной частью общей культуры личности. Игровую культуру следует рассматривать как постоянно развивающуюся систему, сочетающую традиционные и новые, вновь зарождающиеся формы игрового поведения.
На значение игры как источника культуры обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. По его мнению, человеческая цивилизация не добавила никакого существенного признака общему понятию игры, человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра, она может варьироваться, но не может модифицироваться. Игра является естественным и органическим элементом человеческой культуры, участвующим в созидании, воспроизводстве, освоении и опредмечивании социального опыта предшествующих эпох и поколений. Ее содержание и формы осуществления в практике образования социально обусловлены и зависят от доминирующего типа культуры. Изменение типа культуры и игровых форм в процессе человеческой эволюции не меняют ее родовой сущности; вне зависимости от типа культуры она остается одним из важных видов деятельности личности, «второй реальностью», включаясь в которую ребенок интериоризирует социокультурный опыт предшествующих поколений, осваивает нормы и ценности культуры этноса.

Игрушка — специфическое средство информационного воздействия на детей, поскольку в игрушке зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его формирования. Средство, транслирующее социальные сценарии, являясь тем самым мощной сферой пропаганды, способной предвосхитить ход истории.
«Несерьезная», на первый взгляд, сфера человеческой деятельности способна повлечь серьезные последствия своего использования в качестве одного из методов моделирования социокультурной и политической реальности. Создание образа человека и народа, образа мыслей, образа будущего, смыслообразования – это признак действующей нации. Если народ не производит сам образы и смыслы, если он не посылает сообщения другим народам, то он в политическом и культурном смысле не существует. Поэтому задача нашей культуры в широком смысле слова – и художественной ее части, и политической культуры — создать свою систему образов и смыслов. И именно детской игрушке это удается сделать наиболее емко и действенно.

Современная теоретическая разработка различных аспектов феномена игры осуществляется в нескольких направлениях: изучение психолого-педагогической сущности игры; изучение культурологических оснований игры; изучение социологических свойств и качеств игры; изучение организационно-деятельностных игр; изучение возможностей игры в производственно-экономической сфере, в профессиональной ориентации ребенка.
Известен исторический факт, когда в Германии XIX столетия Бисмарк реализовал государственную политику формирования интереса к военным профессиям при помощи игрушек: были пущены в продажу прекрасно сделанные игрушки военных кораблей, морского, снаряжения, фигурки военных моряков. Эта политика в немалой степени способствовала тому, что через 10-15 лет Германия стала страной с мощным патриотическим мировоззрением и менталитетом, с сильнейшими армией и флотом.

Игрушка — предмет для обучения, развития и воспитания, средство диагностики психического состояния и личностного развития, коррекции и реабилитации.
Игрушки — «инструменты прикосновения к личности ребенка» (A.C. Макаренко).
Педагогический потенциал игровой деятельности (как средства образования, развития и социализации индивида) определяется целями и содержанием игровой деятельности, наличием условий для самореализации личностью своих природных задатков и способностей, смыслов и перспектив собственного бытия, апробации способов познания окружающего мира, его преобразования в соответствии с социально одобряемыми нормами и представлениями.

Развитие познавательной сферы зависит от действий ребенка с дидактическими (обучающими) и автодидактическими игрушками (пирамидками, игрушками-вкладышами, уменьшенными копиями орудий труда и т.п.), а развитие эмоционально-нравственной – от действий с куклами и, особенно, мягкими игрушками.
Американский психолог А.Г. Лэндрет, также рассматривающий игрушку как средство развития психики ребенка, особый акцент делает на психотерапевтический принцип ее воздействия. В этой связи он выделяет три класса игрушек.
Первый класс представляют игрушки, которые помогают непосредственно выражать гнев, страх, соперничество с братьями или сестрами. К ним исследователь относит игрушки из реальной жизни: различные куклы, в том числе и Гамби (куклы с «пустым», неразрисованным лицом), которые могут изображать членов реальной или воображаемой семьи ребенка; машины различного вида, лодка и касса. Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.
Второй класс – игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, куклы «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.
Третий класс — игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить — все это дает возможность почувствовать ему, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.

Научные положения классиков мировой педагогики о воспитательном и развивающем значении игры:
Кант И., Корчак Я., Локк Д., Песталоцци И.Г., Платон, Рабле Ф., Руссо Ж.Ж., Фрёбель Ф. и др.); труды зарубежных философов и психологов по общей теории игры (Берн Э., Вунд В., Гессе Г., Гросс К., Спенсер Г., Фрейд А., Хейзинга Й., Шиллер Ф. и др.;
исследования по игре отечественных педагогов и психологов:
Блонский П.П., Выготский Л.С., Газман О.С., Григорьев С.В., Каптерев В.Ф., Леонтьев А.Н., Лесгафт П.Ф., Макаренко А.С., Марц В.Г., Михайленко Н.Я., Рубинштейн С.Л., Сухомлинский В.А., Шацкий С.Т., Щедровицкий Г.П. и др.); работы о роли традиций игровой культуры в обучении и воспитании (Виноградов Г.С., Волков Г.Н., Сухомлинский В.А., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д., Элашвили В.И. и др.), а также современные исследования по игровой и празднично-игровой культуре (Бибарцева Т.С., Вульфов Б.З., Манусова Я.Ю., Репринцева Е.А., Фришман И.И., Фролов А.С., Шмаков С.А. и др.;
Активация учебно-воспитательного процесса посредством игры: (Лившиц О.Я., Козлова Т.Б.); формирование детского коллектива посредством игровой деятельности (Газман О.С., Шмаков С.А.), влияние игры на межличностные отношения взрослых и детей (Воронова В.Я., Фришман И.И. и др.), формирование социально-ценного опыта личности через игровую деятельность (Нужнова Н.М., Репринцева Е.А.и др.); развитие творческой активности детей через игру (Гринёва А.В., Камаева Г.И., Ткаченко А.И., Орлова Л.В., Шевченко Н.В. и др.); коррекционные возможности игры в преодолении недостатков личностного развития (Воробьёва О.А., Вайнер М.Э., Ивочкина Н.В. и др.); развитие личностных качеств школьников через игровую деятельность (Гринь Н.Н., Ефимова Л.Г., Колесник Н.П., Красова Т.Д. и др.); роль игры к подготовке в профессиональной деятельности (Бедерханова В.П., Бибарцева Т.С., Репринцева Е.А.) и др.

Tags: ,

Добавить комментарий