Публикации. Чем бы дитя не тешилось

Сегодня в Москве открывается IV Конгресс индустрии детских товаров. Представители власти, производители и продавцы обсудят промышленную политику в отрасли, стандарты качества и безопасность продукции, а также объединение предприятий в кластерную систему. Одна из тем для обсуждения: чем играть нашим детям?

На самом деле игрушка — дело серьезное. Во-первых, индустрия детских товаров сегодня растет впечатляющими темпами, производство и торговый оборот увеличиваются на 10–15% в год. В отрасли сотни предприятий, десятки тысяч работников, которые делают сами, завозят из-за границы и продают детские товары и игрушки на десятки миллиардов рублей.

А во-вторых, психологи уверяют, что характер человека складывается в первые пять лет жизни. Все это время наши дети проводят с игрушкой в руках, начиная от пластмассовой погремушки, пупса и заканчивая радиоуправляемыми гоночными машинками, самолетами и навороченными игрушечными компьютерами. Если перефразировать известную пословицу, маленький человек есть то, во что он играет. Недавно вице-премьер Дмитрий Рогозин справедливо возмутился, что в магазинах продают модели немецких танков «Леопард», и приказал срочно наладить производство игрушек на основе российских образцов вооружений. Но ведь играют не только в войну, с другими игрушками та же картина.

Сегодня 70% игрушек и примерно половина всех детских товаров производится в Китае. Они поставляются во все без исключения страны мира, но на наших прилавках засилие импорта особенно заметно. Пресса время от времени сообщает, что доблестные правоохранители изъяли очередную партию опасных для здоровья китайских игрушек, хлопушек или фейерверков. Да даже если товары качественные, то все равно обидно. Ну почему надо отдавать все на откуп поставщикам импорта и оплачивать из своего кармана труд китайских производителей? И есть ли у наших мастеров детских товаров шанс отвоевать обратно для начала хотя бы часть отечественного рынка?

Об этом мы говорили с президентом Ассоциации индустрии детских товаров, главным организатором конгресса Антониной Цицулиной.

— Антонина Викторовна, говорят, что по рынку детских товаров можно судить о положении дел в стране?

— Да, экономика детства — это зеркало социально-экономического состояния общества. Например, рост рождаемости на 1% увеличивает объем нашего рынка на 25 млн долларов. В России продается все больше товаров для детей, особенно для новорожденных. Слава богу, наши женщины продолжают рожать: в 2011 году появились на свет 1 млн 793 тысячи детей.

Сегодня наш рынок детских товаров оценивается в 14,5 млрд долларов, а потенциал его развития — в 25,5 млрд долларов. К сожалению, пока это в основном импорт, причем около 30% проходит по «серым» схемам. Сейчас рынок возвращается на докризисный уровень. Например, рынок игрушек оценивается в 3,3 млрд долларов, его рост за год рост составил более 20%.

Индустрия детских товаров — социально значимый сектор российской экономики. Диалог между властью и бизнесом на конгрессе даст толчок развитию отрасли и поможет синхронизировать ее и государственные программы.

— Например, какие?

— На форумах в рамках конгресса и открывающейся выставке будут обсуждаться проблемы частно-государственного партнерства. Лидеры отрасли, в том числе предприятия Кировской, Ульяновской, Смоленской, Московской областей, представители министерств и ведомств будут говорить о главном проекте года — создании промышленного кластера «Территория детства».

В этой системе сильные предприятия начнут подтягивать за собой мелкие. Ключ к успеху кластера — честная конкуренция, поддержка лидеров, административный ресурс региона.

Плюс снижение затрат за счет центров коллективного пользования — логистика, типография, информационное обеспечение, юридическо-правовая служба. Мы провели мониторинг рынка и определили продукцию, которую в первую очередь важно выпускать в России.

— Наверное, это военные игрушки, о судьбе которых так переживает вице-премьер?

— Не только. Безусловно, военные игрушки важны для воспитания патриотизма, для изучения исторического наследия. Но ведь и наши традиционные игрушки, русские былинные персонажи — это тоже часть истории и культуры. Кто с этим справится, кроме наших мастеров? Мы однажды в качестве эксперимента отдали на роспись индийским коллегам партию кукол. Индусы так разукрасили матрешек, что мы потом долго хохотали:

— Неужто одели матрешек в сари?

— Нет, одежда вроде обычная, но другие контуры, цвет, прорисовка глаз, улыбка: То есть это уже была не русская кукла!

Все, что относится к образной игрушк — куклам, книгам, анимации, кинематографии, — должно нести национальную идентичность. Для этого создаются типичные образы, и родиться они могут только в наших российских условиях. Кроме того, для местного производства есть еще и чисто экономические соображения. Скажем, габаритную продукцию выгоднее выпускать на собственном производстве, минуя затраты на транспорт и логистику.

— Почему возникла идея именно кластера?

— Наш рынок детских товаров — один из самых привлекательных. Глобальные игроки уже пришли к нам и развернули производство детского питания, косметики и гигиены, открывают свои представительства. Они как раз не боятся развивать бизнес в российских условиях, которые многие собственные предприниматели почему-то считают неприемлемыми. Поэтому ассоциация выступила с идеей создания кластера, который поможет отечественным предприятиям опереться на опыт лидеров и более уверенно себя чувствовать. Мы подготовили концепцию и сейчас занимаемся интеграцией конкретных проектов, которые имеет каждый участник. Это большой долгосрочный проект, рассчитанный на 10 лет. Первый трехлетний этап — строительство индустриального парка, создание научно-образовательной инфраструктуры, разработка отраслевых стандартов, антропометрические исследования детей.

— Не так давно все игрушки производились в нашей стране и были дешевыми.

— Напомню, что в Советском Союзе вся промышленность была государственной. В Минлегпроме существовало специальное управление по развитию промышленности игр и игрушек, которое формировало госзаказ и получало государственные дотации, позволяющие держать низкими цены на детскую игрушку.

С началом приватизации практически все фабрики были акционированы и перепрофилированы. Сегодня, например, детскую игрушку выпускают только два госпредприятия — в Чебоксарах и Тамбове. При этом в стране более 250 производителей, из них 20 — это крупные предприятия со своим промышленным производством. Но большинство предпринимателей разрабатывает собственные торговые марки, а заказы на изготовление размещают в Юго-Восточной Азии.

— Это плохо?

— Это хорошо для себестоимости продукции, но не всегда хорошо для качества. В Китае создали прекрасно оснащенные производства, где можно выпускать качественную продукцию. Но при одном условии: если разработку продуктов мы будем делать здесь, в России, с учетом культурной среды.

— А есть вообще примеры успешного производства детских товаров в России?

— Есть несколько очень успешных производителей, таких как компания «Звезда». Ее модели, в том числе военно-патриотические, поставляются в полсотни стран. Компания «Нордпласт» из Санкт-Петербурга работает по международным стандартам качества. Одна из старейших отечественных фабрик, кировская компания «Весна», готовится обновлять модельный ряд. Есть Воткинская промышленная компания, специализирующаяся на товарах для новорожденных, она закупает станки, обучает мастеров:

Одна из больших проблем отрасли — кадровая. Это еще один повод консолидировать разных участников отраслевой индустрии. Только специалисты в области детской физиологии и гигиены, психологии, эргономики, искусства, архитектуры, дизайна и технологий могут создавать инновационные продукты нового поколения. Наше дело не терпит мелочей. Вот, скажем, в развитых странах есть дизайнеры детской игрушки или технологи детской мебели, которым читают курс детской психологии и физиологии. И у нас появится подобный курс в будущем институте.

— Скажите, наши мастера умеют делать такие игрушки, которые никто больше не сделает?

— Наш основной потенциал — интеллектуальное производство. Например, по всему миру дети играют в игрушки-головоломки нашего изобретателя Владимира Красноухова. В его активе контракты с производителями в Испании, Голландии, среди последних достижений — продажа лицензии на производство игр фирмам Японии и Китая.

Разработки наших инноваторов в Сколково по созданию дополненной реальности в детских играх признаны на уровне корпораций Cisco и инвестфондов Кремниевой долины.

— О чем мечтает главный специалист по игрушкам?

— Хочу написать «Историю игрушек в лицах». Там будет история про то, как в военном 1942 году по приказу правительства построили первую в стране государственную. фабрику игрушек. Естественно, львиная доля товаров несла отпечаток времени — танки, пушки, знаменитые оловянные солдатики… Отдельная глава — увлеченные люди, фантастические изобретатели, без которых невозможно представить себе современную игрушку.

А еще у меня есть самая заветная мечта — построить интерактивный Музей детства в России, сделать ежегодный праздничный день — День счастливого ребенка и: поставить памятник Детской игре.

Резюме «Труда»

Антонина Цицулина

Специалист в области стратегического развития, институциональных механизмов регулирования и развития отраслей, сетевого межфирменного взаимодействия.

Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров и Национальной ассоциации игрушечников России.

Основатель и председатель совета директоров компании ЗАО «НАИР Экспо».

Автор книг для родителей о развитии детей, игровых технологиях обучения, развития и социализации детей, публикаций по развитию индустрии детских товаров.

Tags: ,

Добавить комментарий