Тренды индустрии детских товаров 2012

Уважаемые коллеги!
Подводя итоги года, размышляя об успехах и знаковых событиях отрасли, планируя свою деятельность в 2012 году, так хочется заглянуть в будущее нашей отрасли.
Рискну опубликовать свое видение, которое не является официальным мнением представляемых мною организаций, а является исключительно личной экспертной оценкой и навеяны глобальными изменениями и моими коллегами.
Подискутируем…

10 трендов, которые определят картину отрасли в 2012 году.

Тренд 1. Регулирование деятельности бизнеса в сфере экономики детства
Кризис политических систем, напряженная демографическая ситуация (отложенное родительство) и старение населения, кризис традиционной системы образования, снижение контроля за детьми со стороны государства и родителей заставляет регуляторов пытаться стабилизировать систему с помощью запретительных законодательных инициатив.
Проблемы коммуникационной безопасности детей активно обсуждаются на всех континентах – Америке и Австралии, Европе и России, арабских странах.
Ключевые темы регулирования – информационная безопасность, качество, духовно-нравственное развитие, дети и реклама.

Возможности: Появление новых ниш для бизнеса – детского интернета, детского питания, детских лекарств, детского туризма, специального образования для родителей.

Риски: «Хотели как лучше», очередной бизнес на проверках по понятиям – «а в одной из обнаруженных книг с негативной стороны показаны учителя и весь учебный процесс», «хочу быть мутантом: недетские мультфильмы изменили психику целого поколения», «ряд субъектов Российской Федерации выступил с законодательной инициативой запретить пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних» (цитаты из прессы по поводу одного и того же закона).

Тренд 2. Экологичность и эффективность продукции для детей
Требования к качеству продукции выходят за рамки технологической и сырьевой составляющей и оцениваются на предмет соответствия индивидуальным и общественным ожиданиям.
Появляются и все активнее обсуждаются эффективность (полезность) — способность продукции приносить пользу конкретному потребителю (персонализация).
Начинается регулирование производства и использования упаковки, переработка и использование вторсырья. Появляется движение «День без памперсов, игрушек и пр.»

Возможности: Большие шансы для наукоемкой и «умной» продукции с заранее заданными свойствами.

Риски: Войти в бизнес детских товаров для малых игроков становится труднее и более капиталоемким.

Тренд 3. Новые технологии
Виртуализация сервисов и услуг.
Интерактивные экраны (Screened Interaction) активно внедряются в настольные игры (игровое поле), образные игрушки, книги и наглядные пособия, мебель, учебное и игровое оборудование.
Материалы с заранее заданными свойствами (персонализация продукции) — лечебными: проводить лекарство в определенное место и в заданном количестве, защищать от ультрафиолета, светиться, охлаждать и нагревать, снимать стресс, повышать мозговую активность («игры, которые лечат»); динамическими: растягиваться и увеличиваться в размерах, менять температуру и цвет, эластичность и вязкость, добавлять прыгучести, полета, менять траекторию движения, летать, кардинально повышать функциональность, занимательность, эстетичность, развивающие функции, интерактивность …
Гаджеты «научили» упаковку консультировать, двери здороваться, меню разговаривать, книги огорчаться и смеяться вместе с ребенком…
Объекты и конкретные предметы заменяются цифровыми/виртуальными аналогами. За последние 10 лет в виртуальный мир перешли CD, фотографии вместе с альбомами, переписка, книги, газеты, музыка, кинофильмы, альбомы для рисования и др.
Но детям наиболее нужны тактильные, физические ощущения. Поэтому вскоре мы увидим возвращение физических предметов из виртуального мира и наоборот появление новых брендов (например, одежды и героев). Также будут появляться новые цифровые инструменты, способствующие созданию физических предметов.

Возможности: Создание детской среды обитания (социальной инфраструктуры). Товары и услуги в виртуальном мире.
Ребрендинг классической продукции (использование старого контента) за счет добавления новых функций и изготовления из новых материалов.

Риски: Спрос на высокотехнологичную продукцию приведет к банкротству производителей массовой продукции, не имеющей серьезного инвестиционного, инновационного (контентного) потенциала. Взрывной рост конкуренции — исследователи прогнозируют «беспрецедентный всплеск предпринимательского мышления, подогреваемый развитием технологий, которые снимают многие традиционные барьеры для входа на рынок.

Тренд 4. Экономика и социально-чувствительные отрасли
На социально-экономическое положение российских семей с детьми большое влияние имеет структура расходов («чувствительность потребителей к цене») на детское питание, одежду и обувь, предметно-развивающую среду.
Норма стала иной, как следствие – будут предлагаться уменьшенная упаковка «плати меньше, получи меньше», альтернативные бренды (СТМ), программы лояльности.

Возможности: Повышенным спросом будут пользоваться продукты DIY (do it yourself – сделай сам). Прокат и обмен старого товара на новый.

Риски: Недобросовестная конкуренция, параллельный импорт, паразитирование на брендах (аналоги)

Тренд 5. Потребитель — конкурент
Сообщества потребителей становятся ключевыми игроками рынка, они склонны к коллективному потреблению. В бизнес приходят новые игроки, чьей мотивацией к началу бизнеса в индустрии детских товаров является появление собственных детей или коммерциализация собственного хобби. Родительская компетенция и доскональное знание своего увлечения становится гарантом успеха бизнес-модели.
Социальные сети, интернет-журналы, родительские и тематические сообщества фактически ведут предпринимательскую деятельность, зачастую без регистрации и уплаты налогов.

Возможности: Новые возможности развития бизнеса за счет прямого диалога с потребителем и встраивания его в свою бизнес-модель от разработки до продвижения продукции.

Риски: Теневой бизнес, некомпетентное ценообразование создают неконкурентные условия для добросовестных участников рынка. Стагнация рекламного бизнеса.

Тренд 6. Взросление рынка
Слияния и поглощения, кооперация науки и промышленности, вытеснение дистрибуторов зарубежными производителями.
Рынок 2012 года окончательно станет рынком ритейла, который в свою очередь становится крупнейшим драйвером развития российского производства, активно размещая производство СТМ.
Нишевые и концептуальные марки и магазины уверенно занимают свою нишу, продолжая концентрироваться и дифференцироваться, подстраиваясь под интересы различных сегментов потребителей.

Возможности: Развитие рынка повышает его инвестиционную привлекательность, помогая тем самым привлекать стратегических инвесторов из «взрослого рынка», повышение конкуренции снижает цены и повышает качество продукции.

Риски: Вытеснение российских производителей, активное замещение продукцией глобальных игроков.

Тренд 7. Социальные программы и бизнес детских товаров
Все больше корпораций и некоммерческих организаций смещают бизнес-модель и деятельность в сторону социальных программ в области детства, которые интегрируются в основную стратегию и фактически выходят на рынок детских товаров, усиливая конкуренцию и вытесняя старых игроков.

Возможности: Новые ниши в сфере корпоративных подарков, оснащения социальных и благотворительных программ. Появление социального предпринимательства с яркими проектами, подтверждающими общую ценность и понимание того, что генерация прибыли и достижения социального прогресса – вовсе не взаимоисключают друг друга.

Риски: Усиливается давление на бизнес и требование о снижении цен без учета экономических параметров и оценки регулирующего воздействия.

Тренд 8. Гражданское общество как мощный регулятор
Родители, специалисты в области детства – лидеры мнений в своих социальных группах, на которых ориентируются покупатели и влияние которых должны учитывать предприниматели. Эта тенденция поддерживаются государством, которое вводит в законодательство понятие общественной экспертизы и контроля.

Возможности: Открытая дискуссия позволяет учитывать запросы потребителей.

Риски: Использование физических лиц и социальных сообществ в недобросовестной конкуренции.

Тренд 9. Поколение мобильных родителей
Поколение, называемое «digital natives», которое выросло на ноутбуках, планшетах и мобильных телефонах. Они готовы воспитывать детей на ходу, где угодно и когда угодно. Заметный рост культуры потребления и компетентности российских родителей. Они социально активны и ориентированы на работу в сообщество, хотят сделать мир для своих детей лучше.

Возможности: Новые ниши для мобильной продукции, оснащения сред обитания детей – автомобили, детские комнаты в офисах, банках, ресторанах, вокзалах, аэропортах, парках. Кухня с собой, самонагревающаяся посуда, многофункциональная одежда, коляска-дом, дорожные игры, книжки малышки, развивающие коврики-трансформеры для парка, морской прогулки, долгого путешествия, разнообразные переноски, одежда для кормящих матерей с возможностью публичного кормления…

Риски: Свертывание традиционного рынка.

Тренд 10. Дети становятся все влиятельнее
Дети опережают взрослых. Привычное восприятие детства исчезает благодаря самим детям! Новое образование и вынужденная миграция позволяют или заставляют детей раньше взрослеть. Они активно включаются в разработку игрушек, интернет-коммерцию с самого раннего возраста. В ряде направлений молодежь лидирует. Если учесть, что изменяется демографическое восприятие и происходят культурные сдвиги, развивается образование, то вскоре слово «ребенок» может наполниться новым смыслом.
По данным исследования, проведенного компанией GfK Rus 55% мам берут с собой за покупками детей, девочки сопровождают мам чаще, чем мальчики. В Москве с собой детей берут значительно чаще, чем в регионах. В 73% случаев родители прислушиваются к своим детям при выборе продуктов питания, в 44% случаев это мнение является ключевым при выборе продуктов или мест покупок в США. При объеме продуктовой розницы США в 960 млрд. долларов в год дети «принимают решения» по покупкам на сумму 422 млрд. долларов (по данным исследований, проводимых в США).
На мнение детей больше всего влияет мнение друзей — 76%, увиденное в магазине — 65%, 64% — реклама на ТВ, бесплатный подарок — 55%, знакомый персонаж — 51%

Возможности: Генерация инноваций. Соучастие повышает долгосрочную лояльность к бренду.

Риски: Снижение потребительской активности за счет раннего взросления и ухода на взрослый рынок.

С уважением,
Антонина Цицулина
Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров

Об Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ)
Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (www.acgi.ru) — некоммерческая общественная организация, объединяющая профессиональное сообщество в сфере разработки, производства, продажи товаров и услуг для детей, создана для консолидации и ускорения темпов развития отрасли в интересах семьи и детства. Ассоциация объединяет более 150 участников и успешно решает задачи индустрии детских товаров в России.
Среди проектов Ассоциации – премии, конкурсы, рейтинги, совместные исследования и аналитические продукты в области детского маркетинга, изучении предпочтений и мотиваций потребителей, отраслевой класси

Tags: , , , , , , , ,

One Comment

  • Алексей:

    Антонина Викторовна, я восхищен твоими познаниями рынка детских товаров, но еще больше восхищен твоими познаниями общественной и социальной сфер. С указанными трендами согласен и полностью их разделяю.

Добавить комментарий для Алексей