Дети – лучшие учителя самих себя, а родители – их лучшие первые преподаватели.

Дети сами себе учителя. Что же остается педагогам и родителям?

В Древней Греции умение перемножать числа было прерогативой высоко образованных людей. Ибо система обучения умножению (основанная на римских цифрах) была трудоемка и сложна для усвоения детьми и подростками. Новая технология вычисления с помощью арабских чисел позволяет современным людям обучаться счету в дошкольном и младшем школьном возрасте.

На обучение чтению в пресловутой «дореволюционной школе» отводилось 3 года. Ныне букварный период длится несколько месяцев.

Непрерывно создаются новые способы обучения. Новые педагогические техники, возникая, сокращают сроки освоения целых областей знаний. Одновременно сдвигается и возрастная граница обучения. То, что считалось уделом одаренных, становится нормой.

Знаете ли вы: 50% способностей человека к обучению развиваются в первые 3 года жизни? Еще 30% развиваются от 3 до 8 лет. Так, большинство здоровых детей в благоприятных условиях и в течение первых 3 лет своей жизни выучивают 2000 основных слов родного языка (как минимум). Все остальное, что человек узнает в своей дальнейшей жизни, будет строиться на этом фундаменте.

Однако в первые три года жизни ребенок, как правило не посещает образовательные учреждения и развивается настолько, насколько грамотно и чутко занимаются воспитанием его родители. А если родители, не знают особенностей этапов развития ребенка? И именно в это время закладывается пресловутый диагноз «задержка психического развития», а ведь часто дети, которым его ставят, всего-навсего не имели развивающего опыта.

Ребенок учится на практическом опыте. Он учится ползать, ползая. Учится ходить во время ходьбы. Он учится говорить, разговаривая. И каждый раз, когда он это делает, он либо создает новые соединения в мозге, если это новые для него ощущения, либо достраивает и расширяет соединительные пути, если он уже когда-нибудь испытывал подобное.


Дети – лучшие учителя самих себя, а родители – их лучшие первые преподаватели.

Окружающие ребенка предметы, люди, места, весь мир в целом – наши главные образовательные пособия, надо только помочь исследовать их в безопасной обстановке.

Ныне существуют и становятся все более распространенными методики, сдвигающие начало активного образовательного возраста к… 1,5-2 годам! (Методики Г. Домана, М. Монтессори, Н. А. Зайцева, система Никитиных и т.п.) Возможно ли представить себе «школу в памперсах»? Ведь в этом нежном возрасте малыш должен находиться в семье, рядом с матерью, окруженный ее любовью и заботой! Возникает противоречие. С одной стороны, малыш должен быть с мамой, чтобы нормально созревала его эмоциональная и физиологическая сфера. И в то же время именно первые три года жизни – самые благодатные для его развития!

Пока не создана широкомасштабная образовательная система, разрешающая это противоречие, остается всячески помогать родителям, которые осознали важность этой проблемы, хотят использовать эти методики и нуждаются в помощи, поддержке и информации.

По нашему мнению, неплохо с решением этой задачи справляются группы «Ребенок-Родитель-Педагог», в которых мамы обучают (в игровом режиме) своих малышей под руководством специалиста.

Подобная программа нацелена на пошаговое развивающее обучение с учетом всех индивидуальных особенностей каждого малыша. Небольшое количество детей позволяет отслеживать продвижение каждого ребенка, наличие мамы – создает психологический комфорт и поддержку (кроме того, мама сама учится понимать и развивать своего ребенка), а опыт педагога гарантирует качественную развивающую среду и наличие необходимых пособий.
Итак, о чем нужно помнить родителям, стремящимся к раннему обучению своего малыша?

Младенец учится иначе, чем взрослый!

Время, в течение которого малыш фиксирует внимание на изучаемом объекте очень невелико. Иногда — несколько секунд! Его внимание перескакивает с одного вида деятельности на другой, с предмета на предмет. Родителям и наставнику приходится успевать за малышом, «подбрасывая» новые затеи. Насильственная фиксация на предмете обучения утомительна даже для ребенка школьного возраста («слушай меня!», «не отвлекайся!»), а для крохи просто губительна и вызывает стойкий протест против занятий.

Малыш учится «всем телом».

Это значит, что, изучая мир, он передвигается, хватает, пробует на вкус, нюхает, теребит и проверяет прочность. Поэтому у маленьких учеников не может быть «специальных» предметов, как в школе – сейчас математика, потом чтение, потом … Малышу требуется «комплексное» обучение: сейчас мы взяли в руки яблоко и ощупали (пока мама называла параметры формы, цвета, размера…), потом попробовали на зуб (мама напомнила, что предмет гладкий, сладкий и даже карточки с этими словами показала), потом рассыпали эти яблоки и покатали их (пока мама их считала и показывала цифру), потом мы эту цифру мелом на доске пытались рисовать, потом… пошли на кухню кастрюлями греметь. Потому, что целых 10 минут прошло! Целая жизнь!

Малыш не может «заставлять» себя учиться.

У него пока не сформировано «произвольное» внимание – он появится лишь к 7-8 годам. И он прекрасно чувствует эмоциональное состояние взрослого, который с ним занимается. Поэтому, если вы не охвачены энтузиазмом, если не получаете удовольствие от занятий – лучше дайте отдых себе и ребенку.

Бессмысленно требовать от крохи предъявления результатов обучения.

Во-первых, если вы помните – в первые годы закладывается не столько база знаний, сколько база способностей эти знания получать.
Раннее обучение – это комплексные, но небольшие занятия, с привлечением всех органов чувств ребенка. По нескольку «подходов в день».

Во-вторых – маленькие дети сопротивляются «проверкам», и отказываются от дальнейших занятий. Лучше стимулировать их к проявлению своих умений и способностей. В третьих, перечисление букв алфавита это еще не чтение, называние чисел – не умение считать. Основные эффекты вы получите позже, когда ваш подросший «вундеркинд» будет опознавать новые школьные темы как знакомые, тратя на них в несколько раз меньше времени и сил, чем его «неподготовленные» сверстники. И вообще, основной целью раннего, а мы называем грамотного развития ребенка, является его высокая познавательная активность и мотивация к обучению, а раннее чтение и счет это вовсе побочный эффект, а не цель.

Детям нужна позитивная поддержка.

Исследования ученых показали, что на большинство детей, начиная с самого раннего возраста, получают как минимум шесть негативных отзывов на один позитивный… «Нельзя», «Не так!», «Ты плохо сделал», «Вечно ты…» и т.п. – все эти реакции убивают желание исследовать, экспериментировать и творить. Набор готовых ответов без вопросов и критика неудачных попыток – основа для формирования у ребенка так называемого «синдрома выученной беспомощности», который выражается в пассивной жизненной позиции, отказа от ответственности за свои поступки и свою жизнь, лени и бездеятельности, пессимизме. ( «А чего напрягаться? Все равно ничего не изменится… будет только хуже…» ).

Нашим детям нужна наша позитивная поддержка. Нет ошибок, есть процесс обучения. Любое продвижение – удача. Нет смысла сравнивать успехи малыша с успехами других детей. Поддерживайте своего ребенка и радуйтесь вместе с ним!

Учитесь сами.

Нет ничего более стимулирующего для развития ребенка, чем активные и любознательные родители! И не важно, какую область знаний вы осваиваете. Ребенок «снимает» с вас ваши способы познания мира, ваше отношение к жизни, вашу целеустремленность и ваше наслаждение собственными победами. Итак, применяя методики раннего развития, помните:

Малыш учится, быстро перескакивая с объекта на объект.

Ребенок учится «всем телом».

Нет смысла заставлять кроху. Играйте с ним, заинтересовывайте его.

Не требуйте предъявить результаты. Организуйте ситуацию, когда ему самому захочется показать себя.

Не ждите от ребенка осуществления своих несбывшихся мечтаний. Помогите ему разбудить свои собственные возможности!

Поддерживайте своего малыша, радуйтесь вместе с ним!

Учитесь сами!

(статья опубликована в журнале «Наш малыш»)

Tags: ,

Добавить комментарий