Детская промышленность. ДетПром России

«О государственном регулировании и развитии в России отрасли детских товаров и детской игровой продукции»

В последние годы предметом пристального внимания общественности, государственных органов, профессиональных сообществ и средств массовой информации становятся проблемы безопасности, доступности и качества детской продукции. Предметно-развивающая среда ребенка становится все более значимым фактором интеллектуального, физического и нравственного развития. Каков окружающий мир ребенка, иными словами, какова инфраструктура современного детства и, наконец, во что играют наши дети: это, прежде всего, обеспечение безопасности, полноценной жизни детей, формирование общей культуры и менталитета. Наша отрасль напрямую решает эти задачи. Однако отсутствие и/или недостаточное присутствие, например, российской детской игровой продукции на отечественном рынке несет в себе угрозы для российских детей, их воспитания, формирования менталитета и нравственных ценностей, культурной и языковой самоидентификации, способствуя тем самым снижению национального иммунитета.

Без интенсивного развития отрасли детской продукции, обеспечения ее конкурентоспособности невозможно рассчитывать на благоприятный сценарий социального развития нового поколения россиян.

Поэтому развитие в России и сохранение национального суверенитета жизненно важной отрасли детской продукции приобретает в современных условиях особое национальное значение. Российским детям сегодня необходимы новое поколение игрушек и новые национальные образы, направленные на формирование ценностных установок, соответствующих стратегическим задачам общества.

Очевидно, что для формирования инфраструктуры современного детства, детской игровой культуры и вывода отрасли детской продукции на качественно новый уровень развития необходима государственная стратегия, обеспечивающая системность и многоаспектность преобразований в этой сфере.

Анализ мирового опыта показывает, что наращивание объемов индустрии детских товаров и игровой продукции осуществляется, главным образом, на основе комплексных программ, инициируемых правительствами государств.

Обсуждению этих проблем было посвящено проведение Конгресса производителей детских товаров, состоявшегося в марте 2008 г. в рамках деловой программы П Международной специализированной выставки детских товаров «Игрушка 2008».

В последние годы российское производство детских товаров растет. Поднимается после многолетнего тяжелейшего кризиса. Но ситуация в отрасли все еще остается тяжелой. Это касается конкурентоспособности предприятий, их финансового положения, технического состояния, обеспечения кадрами и др. В сложных экономических условиях отечественное производство пытается конкурировать с мощными научно-производственными комплексами зарубежных стран.

Однако для его эффективного развития необходима мощная и системная поддержка со стороны государства. Изменение идеологии требует перейти от ключевых

механизмов проведения государственного контроля (надзора) к системе разработки государственной политики в отношении развития инфраструктуры детства.

Государство не только вправе, но и обязано формировать государственно-промышленную политику в отношении товаров для детей и детской игровой продукции. Без интенсивного развития промышленного комплекса в этом секторе экономики трудно рассчитывать на ведущие позиции в мире и обеспечивать интеллектуальное лидерство России в XXI веке.

Позитивное социально-экономическое развитие России и активная государственная политика в интересах семьи и детей находят прямое отражение на развитии рынка детских товаров, потенциальная емкость которого оценивается на уровне 20-22 млрд. долларов; а ежегодные темпы роста составляют от 14 до 20% .

Однако профессиональное сообщество выражает серьезную обеспокоенность тем, что позиции российских производителей детских товаров за последние годы значительно ослаблены, а по отдельным товарным группам, особенно для детей от 0 до 3-х лет, практически утрачены. Наиболее подверженным влиянию импорта остается сегмент рынка детской одежды, обуви и детских игрушек. На долю отечественных производителей приходится всего 10-12% .

1. ОБЩЕОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТРАСЛИ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ И ИГРОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Данная отрасль практически полностью выпала из сферы влияния государства. Отсутствует единая и четкая стратегия регулирования и развития отрасли. До сих пор не сформирована Концепция стратегии развития отрасли детских товаров и игровой продукции, отчасти этим объясняется и неэффективность всех законодательных реформ в сфере регулирования деятельности на рынке детских товаров. Планом мероприятий по достижению количественных и качественных показателей Минпромэнерго России, установленным на 2008 год, не предусматривается выработка государственной промышленной политики в отрасли детских товаров и игровой продукции, содействие образованию и развитию эффективных экономических субъектов в указанном секторе (как это, например, определено в отношении развития народных художественных промыслов).

В Постановление Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» не включена отрасль детской игровой продукции, не выделена в отдельную отрасль производство детских товаров и продукции, предназначенной для использования детьми.

Необходимо развивать комплексную инфраструктуру поддержки предприятий отрасли на федеральном и региональном уровнях. Крайне остро стоят проблемы региональных диспропорций в развитии рынка, которые в первую очередь обусловлены разным вниманием региональных и муниципальных органов власти к развитию инфраструктуры отрасли, а чаще всего его полным отсутствием.

Главной задачей этой комплексной инфраструктуры должна стать реализация государственной политики и мониторинг ее осуществления с целью поддержки развития особо «чувствительного» сектора экономики – отрасли детских товаров и игровой продукции для детей. Закрепление принципа системности и последовательности в принимаемых решениях и совершенствовании нормативно-правовой базы должно дать новый импульс в развитии отрасли по всей стране.

Предложения:

Внести дополнения в Постановление Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» в части расширения функций Министерства по оказанию государственных услуг в сфере промышленности детских товаров и об определении в рамках преобразования Минпромторга России структурного подразделения, в компетенцию которого входили бы выработка подходов и реализация государственной политики в области развития отрасли детских товаров и игровой продукции.

Проработать вопрос о разработке проекта Стратегии развития отрасли детских товаров и игровой продукции в Российской Федерации на период до 2020 г. (комплексная модернизация отрасли) и комплекса мер, направленных на ее реализацию.

Инициировать введение процедуры обязательного предварительного согласования с предпринимательскими объединениями проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской деятельности отрасли, – через систему координационных и совещательных органов при органах исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. На основании Указа Президента РФ от 14 мая 2008 обратиться в Министерство экономического развития РФ, Министерству промышленности и торговли РФ, Министерство образования и науки РФ с просьбой о включении в совещательно-координационных органов представителей АИДТ с целью немедленного привлечения к анализу и согласованию проектов нормативных актов, представляемых федеральными органами исполнительной власти во исполнение Указа.

На основании предложений со стороны предпринимательского сообщества обеспечить совершенствование нормативно-правовой базы путем разработки дополнительных положений и изменений в законодательные акты и ведомственные регламенты.

Ассоцияция предприятий индустри детских товаров может выступить как инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Мировой опыт показывает, что одним из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентоспособности промышленного производства являются кластерные технологии, не только отражающие отраслевую специфику и приоритеты, но и тесно привязанные к условиям и стратегиям развития территорий.

Предложения:

Разработать комплекс мер по стимулированию и поддержке кластерных инициатив, в том числе механизм создания коллегиальных органов управления кластерными проектами и обратиться за государственной поддержкой их создания и деятельности;

Разработать и сформировать на основе частно-государственного партнерства промышленный кластер по разработке и производству образовательной продукции и детской игровой продукции для системы образования в Российской Федерации.

ИНФРАСТРУКТУРА. ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ОТРАСЛИ

Изношенность оборудования и транспортных сетей, использование устаревших технологий, низкий уровень организации технического сервиса негативно сказывается на качественно-количественных показателях предприятий отрасли.

Отсутствие у большинства предприятий возможностей для технического перевооружения производства и обновления основных фондов. Доля оборудования со сроком службы более 20 лет в общей структуре парка составляет не менее 80% (для сравнения, на аналогичных предприятиях США срок службы оборудования в среднем составляет около 6 лет). . Ежегодное обновление технологического оборудования в отрасли не превышает 3-4%, данные показатели свидетельствуют о серьезном технологическом кризисе. Коэффициент обновления основных фондов в 4 раза ниже минимально необходимого.

Нет действенных налоговых стимулов для технического перевооружения и обновления основных фондов.

Предложения:

Разработать комплекс мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности предпринимателей.

Увеличение «амортизационной премии» до 40-50% стало бы серьезным стимулом для направления значительных средств на перевооружение предприятия.

Восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль, исключить из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль средства, направляемые на реконструкцию и модернизацию производства.

Предоставить льготы по земельному налогу, включая освобождение от уплаты, для малых и средних предприятий, предприятий инновационной сферы в отношении земельных участков, используемых в целях научной, экспериментальной и производственной деятельности.

Освободить от налога на имущество организаций малые и средние предприятия инновационной сферы, в отношении имущества, используемого в целях научной, исследовательской, экспериментальной деятельности.

Дефицит производственных площадей, изношенность инженерной инфраструктуры.

Отсутствие преференцийобеспечивающих возможность приобретения земельных участков или аренды имущественно-земельных комплексов (в т.ч. находящихся в муниципальной собственности), под строительство производственных помещений.

Предложения:

Разработать ведомственную Программу эффективного развития отрасли детской игровой продукции, в рамках которой предусмотреть:

— создание кластерного промышленного парка на основе частно-государственного партнерства.

Законодательно закрепить понятие «промышленного парка», определить особый порядок выделения земли. Разрешить ускоренный порядок согласования проектов строительства на территории промпарка. Региональные проекты стимулировать конкурсным федеральным софинансированием.

  • адресную поддержку на основе выделения контрольных групп-получателей помощи предприятиям с передовым промышленным потенциалом. Разработать адресный (титульный) перечень инвестиционных проектов развития промышленности и науки Детпрома.

СЫРЬЕВАЯ БАЗА ОТРАСЛИ

Отсутствие обобщенного ресурсного потенциала негативно сказывается на реализации крупных национальных проектов и дает субъективную оценку потенциальных ресурсов отрасли.

Отсутствие современного сырья и технологий сдерживает промышленное развитие качественной исовременной продукции для дете.

Предложения:

Создать систему информирования бизнеса и промышленности об инновационных сырьевых продуктах компаний, государственных научных институтов и университетов;

Инициировать научные работы по разработке новых материалов и технологий, применяемых при производстве товаров для детей и детской игровой продукции (в .ч. в приоритетных и наиболее «чувствительных» направлениях, таких как, товары для детей до 3-х лет и куклостроении).

ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА

Отсутствие достоверных официальных статистических данных по отрасли:

Отсутствие исследований рынка не позволяют содействовать его развитию и легализации, делают необоснованными регуляторные функции, не учитывает отраслевой специфики (например: порог доминирования в розничной торговле для торговых сетей, определение «естественных монополий», отраслеобразующих компаний), затрудняют привлечение инвестиций, адресной поддержке промышленным предприятиям.

Предложения:

Требуются проведение фундаментальных и прикладных исследований в области инфраструктуры современного детства с привлечением Минрегионразвития, Минэкономразвития, Минобразования, Минздравсоцразвития России. Также необходим мониторинг состояния Детпрома и исследования в области конкурентоспособности российских производителей;

Сформировать самостоятельную систему предоставления статистической информации (отчетность) по деятельности предприятий детских товаров и игровой продукции. Совместно с Росстатом разработать форму статистической отчетности для предприятий детских товаров и игровой продукции ;

Позитивную роль может сыграть частичное государственное финансирование научных исследований, разрабатываемых и заказываемых бизнес-сектором у государственных академических организаций и университетов, исследовательских центрах и компаниях, в т.ч. негосударственных.

 

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Отсутствие единой терминологии в действующих нормативно-правовых актах в данной области приводят к различному толкованию правовых норм. Детская продукция полностью и/или частично относится к категории продукции для взрослых, лишается тем самым льготы 10% НДС (ТН ВЭД), но эта же продукция Роспотребнадзором относится к продукции для детей и подлежит обязательной экспертизе и сертификации.

Предложения:

Инициировать работу по актуализации индустриальных стандартов, включая разработку понятийного аппарата, четко определяющего продукцию, которая имеет право на отнесение к категории товаров для детей (продукции, предназначенной для детей и подростков) и соответствующим льготам с одной стороны и обязательной экспертизе с другой. Приведение в соответствие отраслевых кодов ОКВЭД, ОКП и ТН ВЭД, СанПин и Техрегламент, а также анализ обязательных требований к отрасли на предмет выявления устаревших и избыточных норм регулирования и внесение изменений в действующие правила и стандарты.

Провести необходимую работу по гармонизации российского законодательства, а также требования к стандартизации и сертификации с международными положениями, а также унификацию тарифов, применительно ко всей группе продукции для детей.

Разработать отраслевой справочник индустриальных стандартов Детпрома, включающего в себя разработку методических документов — паспорта стандартов, набора инструкций и размещению визуальных идентификаторов по правильному использованию и применению детской продукции для специалистов и потребителей.

Отсутствие эффективного контроля качества.

В стране сложилась неблагоприятная ситуация и информационный фон, тормозящая развитие отрасли. Проблема качества детской продукции зачастую прикрывает лоббирование узких экономических и политических интересов, интересов монополистов. Участились случаи использования различных общественных и экологических организаций в конкурентной борьбе между экспертными организациями, занявшими монопольное положение на российском рынке и новыми структурами.

Чтобы обезопасить тот или другой продукт, сократить риски предпринимателей, обойти «острые углы» между производителем, общественностью и властями необходимо проведение независимой экспертизы на любом из этапов становления проекта.

Предложения:

Ввести презумпцию соответствия качества товара декларации производителя.

Инициировать в АИДТ создание Комитета по техническим стандартам и качеству в отрасли детских товаров и детской игровой продукции;

Инициировать государственную поддержку по организации совместных разработок с ведущими зарубежными компаниями, международной сертификации по стандартам ИСО 9000 и др., а также создания равных условий оборота импортной и отечественной детской продукции на российском рынке и обеспечения благоприятных условий для ее экспорта. Произвести унификацию стандартов качества для детских товаров.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОТРАСЛИ

В настоящее время сложилась ситуация, при которой необходимо введение ряда мер налогового стимулирования для субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность в индустрии детских товаров и игровой продукции.

Администрирование льготного НДС практически парализует деятельность предприятий. Особенно болезненно это происходит на предприятиях малого бизнеса, становясь, порой причиной «ухода» с рынка и из бизнеса начинающих предпринимателей.

Предложения:

Ввести презумпцию добросовестности налогоплательщика.

Совершенствование системы налогообложения в части налогового контроля, связанного с возмещением льготной ставки НДС. Проработать проблемы администрирования льготного НДС.

Применить к отрасли товаров для детей 0 ставку НДС. Ввести «налоговые каникулы» для отечественного производства товаров для детей (по аналогии с международным опытом). В США вновь зарегистрированное предприятие, в том числе семейный бизнес освобождается от уплаты налогов на определенный срок – 2 года. В течение этого периода предприниматели не платят налоги, кроме подоходного.

Упростить порядок подтверждения нулевой и/или льготной ставки налога и последующего возмещения НДС, а именно: сократить перечень документов, обосновывающих ставку и налоговые вычеты, применять к экспортным поставкам общий порядок применения налоговых вычетов, а именно, в момент реализации товаров. Данная мера упростит экспорт продукции высокой степени переработки, поскольку именно у экспортеров этой продукции объем запрашиваемой документации максимален.

Внести изменения в Правила расчета затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, в том числе:

  • отнесение на себестоимость всех обоснованных с точки зрения ведения дел и документально подтвержденных расходов, в том числе значительное сокращение вплоть до отмены применения устанавливаемых Минфином норм затрат, уменьшающих налоговую базу (в части амортизации, расходов на рекламу, на командировки, представительские расходы, расходов по привлечению заемного финансирования и ряда других);
  • включение в затраты части инвестиционных расходов («инвестиционная льгота»), и всех расходов на НИОКР, обучение и переподготовку кадров;
  • неограниченный перенос убытков прошлых лет на финансовые результаты текущего финансового года;
  • учет переоценки стоимости основных средств, проведенной с привлечением независимого, лицензированного оценщика, при расчете амортизации;
  • отмена взимания налога на прибыль при проведении эквивалентного обмена основных средств;
  • исключение из налоговой базы по налогу на прибыль стоимости безвозмездно переданного обществу имущества, если передающая сторона владеет более 50% уставного (складочного) капитала принимающего общества;
  • приравнивание убытков и иных расходов по операциям с ценными бумагами к другим видам расходов.

ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

Основная масса комплектующих, фурнитуры, отделочных материалов ввозится из-за рубежа. Необходимо пересмотреть пошлины на ввоз комплектующих, особенно в условиях, когда внутреннего производства этих комплектующих нет.

Предложения:

Ввести презумпцию добросовестности участника ВЭД.

Инициировать подготовку проекта Постановления Правительства РФ об отмене ввозных таможенных пошлин и НДС на оборудование, сырье, полуфабрикаты и комплектующие для производства детских товаров, не производимых на территории РФ (в настоящее время они составляют 15%).

Провести необходимую работу по гармонизации российского таможенного законодательства с международными положениями, а также актуализацию ТН ВЭД в части расширения номенклатуры продукции для детей и унификацию тарифов, применительно ко всей группе продукции для детей.

Снизить до нуля ставки ввозных таможенных пошлин на детские товары для минимизации стоимости и повышению доступности к продукции детского ассортимента, так как это законодательно закреплено в европейских странах и США.

 

КАДРЫ

Дефицит кадров и отсутствие необходимых отраслевых образовательных программ и стандартов профессиональной деятельности.

В 2006 году прекратил свою работу единственный в России Всероссийский научно-исследовательский институт изделий для детей (ранее институт игры и игрушки) Российской Академии образования. Практически перепрофилирован единственный колледж игры и игрушки. Кадровое обеспечение процессов развития отрасли происходит за счет обучения сотрудников непосредственно предприятиями.

Предложения:

Сформировать систему новых форм организации научной, образовательной и производственной деятельности, которые возьмут на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов отраслевого сектора национальной экономики. Эта система включает создание федерального университета, создание и приоритетную поддержку системообразующих предприятий мирового класса (национальных инновационных промышленных центров) и реализацию программ развития научно-образовательных центров. Важнейшей формой интеграции науки, образования и производства станет инновационные территориальные кластеры;

Инициировать финансовую поддержку в виде субсидий предприятиям, осуществляющим обучение работников, и организациям, осуществляющим зарубежную стажировку своих сотрудников.

Предусмотреть возможность полной компенсации затрат на выплату стипендий учащимся ВУЗов, с которыми заключены соглашения о трудоустройстве по окончанию обучения, а также затраты по подготовке и переподготовке кадров для малого и среднего предпринимательства.

Инициировать развитие «параллельных грантов», предполагающих частичное государственное субсидирование научных исследований, заказываемых бизнес-сектором у малых компаний, академических организаций и университетов и др.

Разработать программу корпоративного развития и профессионального образования.

Инициировать формирование системы подготовки кадров с учетом требования работодателей: разработку и утверждение профессиональных стандартов; разработку и утверждение образовательных стандартов; сертификацию персонала.

ОБРАЗОВАНИЕОТРАСЛЕВОЙ АСПЕКТ

Отсутствие стандартов материально-технического оснащения дошкольных образовательных учреждений приводит к «выпадению» данного раздела их основополагющих документов, таких как Федеральный закон об образовании», ФЦП «О развитии образования», «Положение о дошкольном образовательном учреждении» и др. и как следствие, чрезвычайно низкий уровень материально-технического оснащения дошкольных образовательных учреждений.

Предложения:

Усиление интеграции науки, образования и производства.

Рассмотреть вопросы материально–технического оснащения дошкольных учреждений и образовательных программ, расширения номенклатуры поставляемого игрового оборудования, игровых средств обучения и развития детей. Проведение мониторинга материально-технического оснащения дошкольных учреждений и анализа эффективности использования отечественной и импортной предметно-развивающей среды.

Сориентировать научные исследования на рынок и конечного потребителя, определить приоритеты исследований, поддерживаемых за счет средств бюджета. Конечным потребителям новых знаний и технологий (бизнес и общество) необходимо предоставить значительно больше прав участия в определении приоритетов исследований и оценке их результатов;

Разработать предложения в Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Минобрнауки России (пр. от 15.02.06 г. №1) по выработке современных методик и моделей спецификации предметно-игрового оборудования для различных типов образовательных учреждений на основе инновационных педагогических технологий и тенденций развития Детпрома. и предложений по формированию и размещению государственного заказа на поставку детского оборудования для общеобразовательных учреждений.

Разработать и сформировать на основе частно-государственного партнерства промышленный кластер по разработке и производству образовательной продукции и детской игровой продукции для системы образования в Российской Федерации. Содействовать организации работ по созданию на базе отечественных предприятий с передовым промышленным потенциалом технико-внедренческой зоны детского игрового оборудования и игровых технологий обучения и развития детей.

Поддержать организацию в рамках межотраслевой выставки «Неделя детства» (МВЦ «Крокус Экспо») специальной экспозиции Минобразования «Дошкольное образование: эффективные решения организации комфортной среды».

Поддержать организацию и проведение Съезда работников дошкольного образования, Всероссийского семинара по актуальным проблемам формирования детской игровой культуры и создания комфортной предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях.

Иниициировать организацию работ в рамках Федеральной целевой программы «Образование», основанную на координации действий Рособразования и предприятий Детпрома, направленных на формирование комфортной предметно-развивающей среды общеобразовательных учреждений;

Разработать фото-каталог материально-технического оснащения предметно-пространственной средой, рекомендуемой дошкольным учреждениям, с учетом импортозамещения и предложений по корректировке стандартов табеля оснащения ДОУ.

Инициировать формирование перечня базовых предприятий отрасли, отвечающих за проведение единой технической политики в области разработки и производства качественной продукции, за разработку и внедрение отраслевых регламентов по безопасности продукции, для применения в коллективной игре детей и учреждений образования и социальной сфере.

Обеспечить привлечение негосударственных инвесторов в расширение материально-технической базы ДОУ:

  • создание благоприятных условий для инвесторов, снижение рисков инвестирования путем обеспечения гарантий долгосрочного сохранения прав инвесторов на управление образовательными организациями (например, долгосрочная аренда, концессия);

  • расширение числа инвесторов в социальной сфере – включение образовательных инвесторов в программу получения государственных кредитов, упрощение процедуры получения кредита для социального инвестирования.

ИННОВАЦИИ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.

Количество отраслевых инновационных компаний не соответствует масштабам российской экономики. В период кризиса инновациями придется заниматься в добровольно-принудительном порядке и при тощем бюджете — для повышения эффективности компаний.

Основная проблема – неумение эффективно использовать инструменты управления бизнесом (привлекать финансовые источники, осуществлять технологическое обновление, организовать охрану интеллектуальной собственности и т.д.). Ситуация усугубляется неразвитостью инновационной инфраструктуры (посреднические, информационные, юридические, банковские и прочие услуги) рынка технологий, а также нерешенностью проблем правового и организационного порядка в вопросах охраны и передачи объектов интеллектуальной собственности, сертификации инновационной продукции.

Российские компании не проявляют интереса к российскому научно-инженерному потенциалу, предпочитая импорт технологий, как более быстрый способ модернизации производства. В результате деятельность отечественных научных и проектно-конструкторских организаций не оказывает существенного влияния на состояние отрасли. Продолжает увеличиваться разрыв между объективными потребностями промышленных предприятий в современных научно-исследовательских разработках и предложениями научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.

Предложения:

Коммерциализация результатов научной деятельности.

Инициировать создание на принципах партнерства отраслевой консалтинговой сети консультационной поддержки по широкому спектру вопросов, относящихся к инновационному бизнесу, «консалтинговых инкубаторов» (существующих, например, в Израиле, в Европе и в США), где предприниматели могут получить инициативную, ценную поддержку и доступ к информации, образованию, контактам, ресурсам и капиталу и т.д., в т.ч. увеличение оперативности внедрения инновационных разработок, пововышение степени адекватности разработок реальным потребителям рынка;

Инициировать выработку сбалансированной отраслевой инновационной политики, включающей в себя три взаимосвязанных компонента – генерирование инноваций, их распространение и формирование на них спроса, прежде всего со стороны российских промышленных компаний и бизнес-сектора (в настоящее время политика ориентирована только на генерирование инноваций);

Разработать механизм участия бизнес-сообщества в формировании перечней НИР и НИОКР, приоритетов исследований, поддерживаемых за счет средств бюджета. Это позволит ориентировать научные исследования на рынок и конечного потребителя.

Разработать механизмы включения отраслевых исследований частных компаний в перечни НИР и НИОКР, поддерживаемых государством;

Создать систему информирования бизнеса и промышленности об инновационных продуктах малых компаний, государственных научных институтов и университетов;

Инициировать государственное стимулирование крупных промышленных компаниий работать с малыми инновационными предприятиями (правило «второй руки» при размещении госзаказа на крупных предприятиях). Государственный контракт должен быть обременен обязательным процентом работ (услуг, поставки комплектующих и пр.), выполненных малыми компаниями на субконтрактной основе. Международный опыт показывает, что правило «второй руки» заставляет крупную компанию развивать систему поставщиков, передавать технологии, внедрять стандарты качества и пр., а впоследствии развитая система поставщиков становится серьезным конкурентным преимуществом этой крупной компании;

Инициировать введение софинансирования со стороны государства работ и услуг, связанных с зарубежным патентованием и защитой прав на интеллектуальную собственность российских инновационных компаний, выходящих на зарубежные рынки.

Разработать концепцию продвижения национального бренда товаров и услуг отечественного производства детских товаров и детской игровой продукции.

Поддержать создание Комиссии АИДТ во противодействию контрафакции в сфере детских товаров.

Разработать критерии и ведение отраслевого Реестра интеллектуальной собственности.

ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Отсутствие поддержки международной выставочной деятельности серьезно сдерживает развитие экспортно-ориентированных предприятий. Одними из самых распространенных проблем являются: таможенное оформление при ввозе/вывозе объектов для участия в выставках за рубежом; двойное налогообложение, оплата в России и в стране проведения выставки налога на добавленную стоимость; невозможность зачета НДС.

Предложения:

Расширять механизмы поддержки экспорта (софинансирования участия в выставочных мероприятиях недостаточно, необходимо содействовать сертификации, информировать о возможностях и оказывать поддержку в поиске партнеров и т.п.). Создать специализированную структуру поддержки экспорта (по аналогии с международным опытом – JETRO, Singapore Enterprise, Team Canada и др.);

Инициировать упрощение процедуры прохождения и снижение стоимости таможенного оформления при ввозе/вывозе объектов для участия в выставках за рубежом.

Обратиться в МИД России с предложение заключить межправительственное соглашение с Германией о возмещении НДС.

Инициировать включение в государственную программу поддержки софинансирования со стороны государства работ и услуг, связанных с маркетингом, участием в выставках российских компаний, выходящих на зарубежные рынки:

— Нюрнбергскую Международную специализированную выставку «Игрушки и игры» в Перечень выставок и ярмарок, проводимых за рубежом в 2010 году, на которых планируется организация российских экспозиций, частично финансируемых за счет средств федерального бюджета;

— международную специализированную выставку «Неделя детства» (Москва, МВЦ «Крокус Экспо») в Перечень выставок и ярмарок, проводимых на территории Российской Федерации с организационной поддержкой Правительства Российской Федерации.

 

ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Негативная правоприменительная практика, обусловленная несовершенством законодательной базы.

Сегодня производители (поставщики) продукции сталкиваются с проблемой навязывания некоторыми торговыми сетями (розничная торговля продуктами питания и сопутствующими товарами) дискриминационных условий договоров – нарушен баланс интересов участников рынка. Особенно незащищенными от подобного произвола торговых сетей оказываются малые и средние производители и поставщики, т.к. с крупными поставщиками широко известных брэндов торговые сети вынуждены в какой-то степени считаться.

Такая ситуация в сфере реализации производителями продукции товаров на потребительском рынке делает поставленную Президентом России и Правительством РФ задачу роста внутреннего производства, импортозамещения и создания новых инновационных продуктов для потребительского рынка невыполнимой, так как у производителей не остается ресурсов для дальнейшего развития – вся прибыль изымается торговыми сетями.

Действующие нормативно-правовые акты не содержат эффективных инструментов защиты и поддержки малых и средних производителей продукции, в том числе при взаимодействии с крупными участниками рынка торговли.

Предложения:

Реализация товаров собственного производства.

Обратиться в Правительство РФ с просьбой инициировать подготовку изменений в законодательство РФ в целях предоставления субъектам МСП, осуществляющим торговую деятельность, реальную возможность оспаривать положения «кабальных» условий заключенных с ними договоров, прежде всего, касающихся вопросов присоединения. Сегодня в большинстве случаев договоры малых и средних производителей (поставщиков) продукции с крупными торговыми сетями являются договорами между неравноправными партнерами. То есть фактически либо полностью, либо частично являются договором присоединения (ст. 428 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ разрешает оспаривать дискриминационные положения таких договоров в судебном порядке, но не всем, предприниматель такой возможности лишен. Гражданский кодекс (п. 3 ст. 428) не позволяет ему предъявлять требования о расторжении или об изменении договора, к которому он был вынужден «присоединиться», не имея возможности участвовать в формулировании его условий. В полномочиях ФАС России есть право выносить предписания об изменении условий договоров в случаях, если признано доминирующее положение одной из его сторон (подп. «и» п. 1 ст. 23 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Однако в соответствующем административном регламенте (приказ ФАС России № 5 от 17.01.2007 г.) этот вопрос не урегулирован. Хозяйствующим субъектам необходим реальный, работающий механизм защиты нарушенных прав.

Выработать меры государственной поддержки развития «простых» («беспосреднических») форм торговли:

  • дистанционная торговля, предполагающая отсутствие посредника. Необходима выработка системы мер ее разумного регулирования и стимулирования развития. Например, одной из первоочередных мер может быть ограничение тарифов почты на пересылку.
  • система кооперации. Сетевые магазины формата «магазин у дома» следует преобразовывать в кооперативы, состоящие из производителей, переработчиков и розничных торговцев. В отличие от сетевых компаний, оставляющих всю прибыль себе или направляющих ее зарубежному партнеру-поставщику или материнской компании, кооператив мог бы перераспределять прибыль между производителем и розничным торговцем.
  • распространение упрощенной системы налогообложения на основе патента на деятельность, осуществляемую малыми торговыми предприятиями, реализующими продукцию местных товаропроизводителей.

ЭТИКА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА

С целью защиты прав предпринимателей необходимо сформировать систему мер, ограничивающих приход на рынок недобросовестных игроков.

Предложения:

Ограничение доступа к рынку недобросовестных игроков.

Усилить контроль со стороны профессионального сообщества.

Ввести в деловой оборот понятие «деловая репутация» (по аналогии с банковским законодательством). Руководителями организации не должны утверждаться лица, ранее возглавлявшие компанию, объявленную банкротом. Как правило, запрет распространяется на период, не превышающий 5 лет. Ввести Реестр недобросовестных акционеров (учредителей), руководителей.

Ввести общественный контроль и принятие мер, вплоть до решений, приводящих к остановке предпринимательской деятельности, как жесткое, но честное рыночное поведение в условиях преднамеренного банкротства компаний. Следствием такой формы добровольной ответственности станет заметное снижение недобросовестного поведения на рынке. С целью предотвращения намеренного банкротства компаний ввести процедуру внешнего управления, разработать процедуры передачи предпринимательского портфеля, ликвидации компании. Внести предложения о соответствующих изменениях в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

В настоящее время отсутствует институт общественной защиты, т.е. возможность участия в гражданском и арбитражном судопроизводстве представителей общественных организаций, которые могут выступать от имени неопределенного круга лиц (предпринимателей). Такая возможность в целом предусмотрена законодательными актами: Федеральные законы «О рекламе», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и др. Однако нет установленного процессуальным законодательством практического механизма её реализации;

В рамках совершенствования процессуального законодательства АИДТ видит свою задачу в повышении роли общественных объединений в процессе судопроизводства. Отраслевые ассоциации должны получить возможность на законных основаниях отстаивать права юридических лиц в судебном процессе. Для этого необходимы процессуальные механизмы вступления в судебный процесс таких гражданских институтов в защиту общественных интересов.

Внести изменения в действующие Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ;

Разработать механизм обязательной аккредитации общественных организаций уполномоченным федеральным органом, например, Министерством юстиции РФ (Федеральная регистрационная служба), одним из условий которой будет, например, наличие в штате квалифицированного юриста.

ОТРАСЛЕВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

ДЕТСКАЯ ИГРОВАЯ ПРОДУКЦИЯ

Международный и российский рынки детской игровой продукции в фокусе экономических и статистических показателей:

  • Мировой рынок игр и игрушек составляет около 71 млрд. долларов (+ 6 % по срав. с 2006 г.);
  • Европейский рынок занимает примерно 29% (+ 4,8 % по сравнению с 2006 г.);
  • Российский рынок по оценкам ICTI представляет собой быстрорастущий и наиболее привлекательный рынок в Европе. Цивилизованная розничная торговля достигает 2,4 млрд. долларов. Ежегодный рост составляет около 30%, в основном за счет зарубежных стран – Юго-Восточного региона (Китай – 65%), Европы – 23 %.

На долю российских производителей приходится всего лишь 10 – 12 % отечественного рынка.

Общее количество российских производителей составляет около 650, в т.ч. с собственными производственными площадями – около 200.

Региональное расположение (наибольшая концентрация): г. Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ростовская область, Кировская область.

Предложения:

Просить Правительственную комиссию по административной реформе проработать вопрос об унификации и внесении изменений в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1), предполагающие выделение деятельности товаропроизводителей, осуществляющих производство и реализацию детских товаров в отдельную группу. Данная мера позволит распространить апробированные формы государственной поддержки на российских производителей детской игровой продукции независимо от их отраслевой принадлежности;

Поддержать Концепцию продвижения национального бренда товаров и услуг отечественного производства детской игровой продукции «Игрушки России»;

Включить в рабочую группу Роспотребнадзора специалистов НАИР для работы по внесению изменений и дополнений в СанПиН 2.4.7.007-93 «Производство и реализация игр и игрушек», согласно плана Роспотребнадзора на 2009 г.;

ДЕТСКАЯ КНИЖНАЯ ПРОДУКЦИЯ.

Предложения:

Обратиться к Г.Г. Онищенко, руководителю Роспотребнадзора с просьбой включить в перечень «Основных организационных мероприятий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2010 год» вопрос об актуализации СанПиН 2.4.7.960-00 «Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков».

ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

На основании последних антропометрических исследований, проведенных научно-исследовательскими институтами, выявлено значительное несоответствие утвержденной размерной шкалы детской продукции реальным размерам детей старшей школьной возрастной группы. (Справочно: налоговая ставка НДС в размере 10% применяется в производстве одежды для девочек включая 44 размер, для мальчиков – 42 размер, по чулкам-носкам по 22 размер, обувь по 24 размер).

Предложения:

Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности РФ, облагаемых НДС по налоговой ставке 10% (постановление Правительства РФ от 31.12.04 № 908) в части расширения размерного ряда ассортимента детской продукции.

ТОВАРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ

Электронные и радиофицированные устройства (устройства для контроля сна ребенка, радиоуправляемые машинки и игрушки и пр.) не имеют возможности на применение современных устройств из-за устаревших норм применения радиочастот, определенных для детских товаров. Данная запретительная мера не позволяет импорировать в страну современые и более безопасные товары.

Предложения:

Обратиться в Министерство связи РФ с просьбой внести изменения в Перечень радиочастот в части детских товаров, ввести упрощенный порядок получения разрешения на применение радиочастот для детских товаров.

Будучи подкрепленной необходимыми административными и финансовыми ресурсами отрасль товаров для детей и детской игровой продукции может и должна стать эффективным инструментом проведения государственной политики в интересах детей и способствовать системным решениям и преобразованиям.

А.В. Цицулина, президент АИДТ, октябрь 2008

Tags: , ,

Добавить комментарий